Способы вскрытия шахтных полей и их классификация (часть 3)


Стволы сооружают сразу на полную глубину или до определенного горизонта с последующей углубкой. В связи с этим различают вскрытие с одним (рис. 2.5, з) или несколькими транспортными горизонтами (см. рис. 2.5, к).
Под транспортным (вентиляционным) горизонтом условимся подразумевать совокупность капитальных горных выработок, расположенных в одной горизонтальной плоскости, предназначенных для выполнения транспортных и других операций, которые необходимы для ведения горных работ, и непосредственно через стволы (штольни) сообщающихся с дневной поверхностью.
По числу транспортных горизонтов способы вскрытия шахтных полей вертикальными стволами делятся на одногоризонтные и многогоризонтные. При одногоризонтных способах запасы шахтного поля отрабатывают на один транспортный горизонт, время службы которого соответствует сроку существования шахты.
Многогоризонтные способы вскрытия предусматривают наличие двух и более транспортных горизонтов. При этом различают варианты: без периодической углубки стволов с одновременной работой транспортных горизонтов (см. рис. 2.5, ж); с периодической углубкой стволов и последовательной работой горизонтов (см. рис. 2.5, и).
При вскрытии шахтных полей наклонными стволами практически возможны только многогоризонтные способы, кроме случая расположения стволов в породах висячего бока. При вскрытии штольнями применяют только одногоризонтные способы вскрытия.
Для вскрытия пластов, кроме главных, используют вспомогательные вскрывающие выработки — квершлаги, гезенки, слепые вертикальные или наклонные стволы или сочетания различных выработок. Выбор типа вспомогательной вскрывающей выработки зависит от числа пластов, угла их падения и расстояния между ними.
В зависимости от того, какую часть шахтного поля обслуживают вспомогательные вскрывающие выработки, последние подразделяют на капитальные, панельные, погоризонтные и этажные.