Крепь горизонтальных горно-разведочных выработок (часть 3)
Арки обычно состоят из верхнего сегмента и двух боковых элементов (стоек), соединенных внахлестку и стянутых двумя (четырьмя) хомутами.
Кроме того, применяются арочные крепи несимметричной формы ПАК-2, изготовляемые из спецпрофиля СВП-17, СВП-19 с податливостью до 500 мм; крепи направленной податливости из СВП-22, СВП-27, рассчитанные на смещение пород висячего бока до 1300 мм.
Кольцевую крепь применяют в условиях всестороннего горного давления. Ее конструкция может быть жесткой, шарнирной, податливой и шарнирно-податливой.
Каменную и бетонную крепи применяют в выработках с большим сроком службы при значительном давлении.
В разведочной практике находит применение бетонная крепь ири креплении устьев и отдельных участков выработок. Бетон и каменная кладка слабо сопротивляются растягивающим и изгибающим нагрузкам, поэтому крепям из этих материалов придают сводчатую (при вертикальном и горном давлении), подковообразную (давление сверху и с боков), кольцевую и другие формы.
Фундамент каменной и бетонной крепи заглубляют в почву выработки на 50—100 см.
Разновидностью бетонной крепи является набрызгбетонная крепь, отличающаяся составом бетонной смеси и безопалубочным способом возведения. Ее наносят на открытые поверхности пород в выработке с помощью пневмонагнетательной машины (набрызгмашины), загружаемой сухой бетонной смесью (цемент марки не ниже 400), которая под давлением сжатого воздуха 0,15—0,20 МПа подается по резиновому шлангу к соплу, где смачивается водой, поступающей по другому шлангу. Толщина покрытия 3—7 см и может достигать 15—20 см.
Бетонная смесь должна быть быстротвердеющей. Опыт применения набрызгбетонной крепи свидетельствует о ее высокой эффективности в породах крепких и средней крепости, если они не испытывают значительных деформаций. Эта крепь дает возможность полной механизации ее возведения. Она может эффективно использоваться в сочетании с другими видами крепи (анкерной, рамной и др.) на участках выработок со сложными условиями. Поэтому набрызгбетонная крепь является весьма перспективной. Расход бетона и трудоемкость крепления 1 м выработки снижаются по сравнению с обычной бетонной крепью в 3—4 раза.
Анкерная крепь представляет собой систему закрепленных в шпурах штанг, расположенных в определенном порядке. Замок анкера прочно закрепляется в породах окружающих выработку. Благодаря поддерживающим элементам (подхватам, опорным плиткам) породы кровли (стенок, почвы) как бы "сшиваются", из-за чего происходит упрочнение массива пород и повышение устойчивости его обнажений.
В слоистых породах большой мощности анкерами скрепляют (сшивают) отдельные слои пород в одно целое (рис. 64, 6) или прикрепляют (подшивают) к устойчивой основной кровле (рис. 64, в). В неслоистых монолитных породах большой мощности анкеры располагают в виде расходящихся лучей, в результате чего образуются сжатые породные клинья, которые не могут обрушаться в выработку из-за их самозаклинивания (рис. 64, г).
- Крепь горизонтальных горно-разведочных выработок (часть 2)
- Крепь горизонтальных горно-разведочных выработок (часть 1)
- Материалы для горной крепи (часть 3)
- Материалы для горной крепи (часть 2)
- Материалы для горной крепи (часть 1)
- Крепь горно-разведочных выработок
- Методы обеспечения устойчивости выработок
- Расчет горного давления в вертикальных и наклонных выработках
- Расчет горного давления в горизонтальных выработках (часть 3)
- Расчет горного давления в горизонтальных выработках (часть 2)
- Расчет горного давления в горизонтальных выработках (часть 1)
- Напряженное состояние горных пород вокруг выработок (часть 2)
- Напряженное состояние горных пород вокруг выработок (часть 1)
- Горное давление. Напряженное состояние горных пород
- Расчет параметров проветривания (часть 2)
- Расчет параметров проветривания (часть 1)
- Автотранспорт, конвейеры и безопасность (часть 2)
- Автотранспорт, конвейеры и безопасность (часть 1)
- Грузопотоки и транспортное обеспечение грузоперевозок (часть 3)
- Грузопотоки и транспортное обеспечение грузоперевозок (часть 2)
- Грузопотоки и транспортное обеспечение грузоперевозок (часть 1)
- Выемочно-погрузочные работы в карьере (часть 2)
- Выемочно-погрузочные работы в карьере (часть 1)
- Вскрышные работы
- Подготовка горных пород к выемке
- Вскрытие и подготовка карьерного поля (часть 2)
- Вскрытие и подготовка карьерного поля (часть 1)
- Элементы карьера и технология открытых работ (часть 2)
- Элементы карьера и технология открытых работ (часть 1)
- Компания CATERPILLAR (часть 2)