Автотракторный транспорт (часть 2)


Колесные тягачи отличаются высокой маневренностью, большой скоростью передвижения с грузом (от 6 до 50 км/ч), возможностью преодоления крутых подъемов и удобством ремонта На карьерах получили распространение тягачи МАЗ-529, БелАЗ-540В.
Гусеничные тракторные тягачи с прицепами от обычных тракторов отличаются главным образом большей мощностью двигателя (от 44 до 185 кВт). Гусеничные тракторные тягачи используют с несколькими прицепами, образующими автопоезд.
Основной недостаток тракторного транспорта, ограничивающий его применение, — небольшая по сравнению с другими видами автотранспорта скорость (от 3 до 30 км/ч).
Автодороги. Успешное применение автомобильного транспорта в значительной степени зависит от состояния автодорог. На открытых разработках их разделяют на стационарные, прокладываемые в капитальных траншеях и на поверхности, и временные — забойные и отвальные. Основные элементы автодороги: проезжая часть, обочины, кюветы.
Строят и содержат стационарные дороги подобно автомагистралям общего пользования. Проезжая их часть имеет покрытие из щебня, гравия, бетона или отдельных железобетонных плит. Временные забойные и отвальные автодороги устраивают без покрытия, выравнивая поверхность экскаватором, а, затем планируя бульдозером.
Полустационарные дороги обычно имеют щебеночное покрытие, укрепленное каменноугольной смолой, нефтяным маслом или другим вяжущим веществом.
Ширина проезжей части при однополосном движении равна ширине автосамосвала и двум свободным зазорам по 0,4-1 м с обеих сторон, а при двухполосном движении к этой величине прибавляется еще ширина одного автосамосвала и 0,4-1,5 м на зазор между встречными машинами. Радиусы закруглений карьерных дорог для автомашин должны быть не менее 20 м, а при применении тракторных поездов — не менее 15 м.