Сплошная система разработки пологих пластов (часть 2)


Вместо стенки из стоек устанавливают тумбы из железобетонных блоков (БЖБТ) в один-два сплошных ряда или в шахматном порядке (в зависимости от устойчивости пород) на расстоянии 1—1,2 м от бровки штрека. Для обеспечения воздухонепроницаемости просветы между тумбами заполняют глиной. При этом бутовую полосу не выкладывают. Такой способ проведения и охраны позволяет производить погрузку угля из лавы непосредственно в вагонетки в штреке. Чтобы избежать трудоемких работ по систематическому переоборудованию погрузочных пунктов, над штреком иногда проводят берму, на которой устанавливают скребковый конвейер и оборудуют полустационарный погрузочный пункт. По мере подвигания очистного забоя периодически укорачивают конвейер, а затем вновь монтируют его (рис. 7.1, а), или же лебедкой систематически подтягивают его без разборки.
Если пласт имеет мощность более 0,9—1 м, то штреки проводят также узким забоем, но с параллельной выработкой — просеком (рис. 7.2). Штреки с просеком сбивают печами, они являются выходами из лавы, служат для проветривания забоя штрека в период его проведения, а также для размещения скребковых конвейеров, предназначенных для выдачи угля из лавы в откаточный штрек.
Сплошная система разработки пологих пластов (часть 2)

Над штреком оставляют целики угля, предохраняющие крепь от разрушения горным давлением. Размеры целиков, м, устанавливают практическим путем в зависимости от глубины ведения горных работ, величины горного давления, устойчивости вмещающих пород и крепости угля или определяют по следующей формуле:
Сплошная система разработки пологих пластов (часть 2)

где h — размер целика по падению, м; m — мощность пласта, м; H — глубина ведения горных работ, м.
Ограждение штреков целиками связано с потерями угля, поскольку целики впоследствии остаются или извлекаются частично, а также с увеличением объема подготовительных выработок за счет проведения просеков и печей. Кроме того, усложняется транспортирование угля из лавы, так как приходится дополнительно устанавливать два конвейера: один в просеке, другой в передней печи (§ 81 ПБ).
Откаточный штрек опережает лаву обычно на 150—200 м. Такое опережение необходимо для удобства маневровых операций электровозов с порожняковыми и гружеными составами у погрузочного пункта лавы, а также для взаимонезависимой работы в лаве и в забое штрека.
При разработке пластов на больших глубинах и в тех случаях, когда пласт подвержен суфлярным выделениям метана или внезапным выбросам угля и газа, забой штрека по углю является общим с забоем лавы (см. рис. 7.1, б). Чтобы обеспечить необходимые условия для погрузки угля из лавы на транспортные средства внизу лавы проводят просек, а выше его на 10—12 м — откаточный штрек. Штрек и просек примерно через каждые 100 м соединяют сбойками (косовичными ходками). Уголь из лавы транспортируется в просек, а затем по косовичному ходку выдается в откаточный штрек.