Схемы проветривания (часть 2)


Возможность и целесообразность применения той или иной схемы проветривания зависят от многих факторов и прежде всего от гранулометрического состава кускового материала и его свободного объема. В свою очередь, размеры и форма кускового материала для различных руд и пород не остаются постоянными и зависят от их свойств и технологии выемки.
В общем случае при выборе схемы дренажного проветривания и расчете необходимой депрессии целесообразно придерживаться следующей примерной методики, которая включает:
1) определение эквивалентного диаметра каналов отбитой руды:
Схемы проветривания (часть 2)

где К — коэффициент формы куска, равный 0,2—0,4; ε — коэффициент, учитывающий свободный объем (доля пустот в кусковой среде), обычно равен 0,35—0,45; dср — средний диаметр куска, мм;
2) определение действительной скорости воздуха через отбитую руду в сечении на уровне нижних перекрытий восстающих (наименьшее сечение):
Схемы проветривания (часть 2)

где Q — количество воздуха, проходящего через отбитую руду, м3/сек; т — выемочная мощность рудного тела у восстающего, м; L — расстояние между перекрытиями восстающего, м;
3) нахождение числа Рейнольдса и определение режима движения
Схемы проветривания (часть 2)

где v — кинематическая вязкость воздуха (м3/сек), при обычных условиях равная 0,000015 м3/сек;
4) подсчет коэффициента аэродинамического сопротивления по формуле ламинарного движения
Схемы проветривания (часть 2)

5) установление необходимой депрессии:
Схемы проветривания (часть 2)

где у — удельный вес воздуха (кг/м3), обычно принимается равным 1,2 кг/м3; l — высота слоя отбитой руды, м; g — ускорение силы тяжести, м/сек2.
Следует отметить, что проветривание очистных работ с отводом воздуха через активный кусковой материал для уменьшения радоновыделения в рабочие зоны блоков, являясь принципиально новым подходом к решению проблемы борьбы с радоном, осуществляется с помощью обычных средств вентиляции и поэтому может широко внедряться на рудниках. Вместе с тем имеется необходимость уточнения Единых правил безопасности об отводе воздуха через зоны обрушения.