Монолитная бетонная и набрызгбетонная крепи


Крепь из монолитного бетона для крепления капитальных шахтных стволов диаметром от 4,5 до 8 м в свету имеет преобладающее распространение. Толщина бетонной крепи на протяженных участках ствола от 200 до 500 мм. Бетонная крепь имеет длительный срок службы, обладает малым аэродинамическим сопротивлением вентиляционной струе. Предел прочности быстротвердеющего бетона не должен быть ниже 20 МПа.
Бетонную крепь возводят сверху вниз вслед за подвиганием забоя, так как применение металлических передвижных опалубок в сочетании с быстротвердеющими смесями изменило технологию и организацию работ по креплению стволов и значительно повысило производительность труда и скорость их возведения.
Секционные опалубки. Формующая часть собирается из нескольких секций, которые при отрыве опалубки втягиваются внутрь ствола с помощью специальных стяжек (форкопфов), уменьшая этим ее диаметр. Секции изготовляют из листовой стали толщиной 6—8 мм и усиливают ребрами жесткости из стальных уголков. Опалубки могут иметь поддон различной конструкции.
Опалубка легко отрывается от бетона. После отделения от бетона опалубку опускают на новую заходку. При сжатии опалубки ее диаметр уменьшается на 80—120 мм, что обеспечивает ее свободное перемещение по стволу. Опалубку подвешивают в стволе на четырех канатах, которые одновременно служат направляющими для движущихся по стволу подъемных сосудов — бадей. На перестановку опалубки (с ее установкой на новом месте) затрачивают около 40 мин. Рабочая высота опалубки около 3—4 м. Эти опалубки в настоящее время имеют наибольшее распространение и практическое применение.
Разработаны и другие конструкции опалубок: комбинированная, сочетающая достоинства створчатой и секционной; с канатно-рычажным отрывом; опалубка с использованием для отрыва подвесных канатов и собственного веса, а также опалубка, отрываемая от бетона сжатым воздухом.
Наиболее проверенной опалубкой в производственных условиях со снятием ее сжатым воздухом является опалубка ОПД-2, которая запроектирована для крепления стволов, проходимых комбайном ПД-2.
В зависимости от технологии горнопроходческих работ опалубки могут быть с поддоном или без поддона. Поддон может быть жестко связан с опалубкой, иметь ограниченно свободный ход или независимую подвеску.
Передвижные металлические секционные опалубки без поддона обычно применяют при последовательной или совмещенной схемах проходки стволов. Опалубку устанавливают непосредственно на забой или на взорванную и предварительно выровненную породу. Отсутствие поддона упрощает конструкцию, однако незащищенная нижняя торцовая часть бетонного цилиндра получается неровной и подвергается воздействию взрывных работ. Этот недостаток в некоторой степени устраняется, если опалубка имеет жестко соединенный с ней поддон, но технология работ и конструкция опалубки значительно усложняются.