Применение транспортных средств (часть 5)


Порожняк при однопутной схеме подают одновременно к каждому экскаватору, и груженые составы также выводят одновременно. Но если останавливается один экскаватор, то по всему фронту прекращается погрузка; это большой недостаток данной простейшей организационной схемы. Значительное преимущество по сравнению с ней имеет тупиковая, когда погрузку производят все экскаваторы, независимо один от другого.
Наиболее эффективная двухпутная схема со съездами, дающая возможность непрерывно вести погрузку. При нижней и верхней экскаваторной погрузке применяют однопутную схему с самостоятельными тупиками. Каждый экскаватор при ней имеет независимый погрузочный тупик. На разгрузочных участках, на отвалах обычна однопутная тупиковая схема, реже — кольцевая. При длине тупика более 1,5-2 км кроме основного разъезда в пункте, где от главных путей отходит отвальный и производится обмен составов, устраивают дополнительный разъезд.
Основные прямые участки рельсовых путей соединяются один с другим круговыми и переходными кривыми. По «Правилам технической эксплуатации» минимальный радиус кривой передвижных путей для широкой колеи при электрической тяге принимается не менее 100 м. Трассировка рельсового пути находится в прямой зависимости от глубины, размеров и формы карьера, рельефа местности и способа разработки месторождения. Если разность отметок в пределах карьерного поля значительна, то трасса развивается в виде тупиковых, спиральных съездов или их комбинаций.
Необходимость переноса карьерных путей вслед за подвиганием забоев является серьезным недостатком рельсового транспорта.
Перемещение рельсовых путей выполняется путевыми кранами грузоподъемностью до 45 т на железнодорожном или гусеничном ходу или специальными машинами — путеперекладчиками и путепередвигателями. Площадку, прежде чем приступить к перемещению пути, обычно зачищают экскаваторами, а затем выравнивают бульдозерами.
Для механизации самых трудоемких — путевых работ на карьерах также применяют вагоны-дозаторы для насыпки балласта на путях, рельсорезные и рельсосверлильные станки, самоходные шпалоподбоечные машины, съемные путеподбивщики, костылезабойщики и т. л.