Оборудование для локомотивной откатки (часть 4)


Рельсы соединяют накладками с болтами или сваркой. Сваривают рельсы на путях со сроком службы не менее 5 лет. При соединении обычным способом стык для безударного перехода колеса с одного рельса на другой располагают между сближенными шпалами, а зазор между концами рельсов на стыке должен быть не более 5 мм. При использовании вагонеток грузоподъемностью менее 1,2 т допускается располагать стык на шпале. Рельсы укладывают на шпалы через подкладки, чем обеспечивается увеличение опорной поверхности рельсов.
В разведочных выработках применяют деревянные и иногда металлические шпалы. Пропитка деревянных шпал, обычно сосновых, антисептиками (фтористым натрием, хлористым цинком и другими веществами) увеличивает срок службы шпал с 3 до 10 лет и повышает прочность. Расстояние между осями шпал должно быть не более 0,7 при электровозной откатке и не более 1 м — при ручной.
Для укладки стрелочных переводов применяют не шпалы, а брусья. Для рельсовой колеи 600 мм длина шпал составляет 1200 мм, а длина брусьев — от 1300 до 3000 мм. К шпалам и брусьям рельсы крепятся костылями или специальными мощными шурупами. Все элементы рельсовых скреплений должны соответствовать типу применяемых рельсов.
Балластный слой обеспечивает равномерную передачу нагрузки на нижнее основание, сглаживает неровности почвы выработки, динамические нагрузки на колеса и рельсы. Балласт должен быть прочным, упругим, невлагоемким, неслеживающимся, хорошо дренировать воду и обеспечивать пропуск ее в водоотводную канавку.
Материалом для балласта служит шебень крепких и средней крепости пород с размером зерен 20—70 мм. Толщина балластного слоя под шпалой — не менее 100 мм, пространство между шпалами засыпают балластом на 2/3 толщины шпалы.
Для исключения вредного влияния центробежной силы, при настилке рельсовых путей на криволинейных участках наружный рельс укладывается с превышением над внутренним за счет увеличения толщины балластного слоя со стороны наружного рельса. Величина превышения устанавливается расчетом, а его минимальное значение для колеи 600 мм составляет 10 мм. Кроме того, на криволинейных участках, во избежание значительного увеличения сопротивления движению и износа ширину рельсовой колеи увеличивают в зависимости от величины жесткой базы подвижного состава на 5—20 мм передвижкой внутреннего рельса к центру кривой.