Строительство подземных сооружений камерного типа (часть 2)


Основными по трудоемкости процессами в проходческом цикле при проведении камер больших поперечных размеров являются бурение шпуров, погрузка породы и возведение крепи.
Объем буровых работ в забое на проходческий цикл можно определить по формуле
Строительство подземных сооружений камерного типа (часть 2)

Рекомендуемое удельное число шпуров в зависимости от крепости пород и площади забоя приведено в табл. 7.14. Для бурения шпуров применяют, как правило, самоходные бурильные машины с несколькими установленными на них пневматическими или гидравлическими перфораторами.
Влияние крепости пород на скорость бурения шпуров показано на рис. 7.54.
Строительство подземных сооружений камерного типа (часть 2)

Строительство подземных сооружений камерного типа (часть 2)

Продолжительность проходческого цикла зависит от объемов работ, производительности бурового и погрузочно-доставочного оборудования.
Продолжительность погрузки горной массы в общем объеме работ проходческого цикла составляет 25-30 %. Для погрузки горной массы применяют погрузочные машины непрерывного действия типа ПНБ, экскаваторы с укороченной стрелой и уменьшенной длиной задней поворотной платформы.
Транспортирование горной массы осуществляют автосамосвалами типа МАЗ и другими грузоподъемностью 10-27 т с максимальной скоростью движения по выработкам 10-15 км/ч. Транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания оснащены системами нейтрализации выхлопных газов. Наиболее маневренными, универсальными в применении являются ковшовые погрузочно-доставочные машины отечественного производства типа ПД-8 и зарубежных фирм, например ПДМ «TORO». Эффективным является создание комплектов оборудования с оптимальным соотношением технических параметров. Например, хорошо зарекомендовало себя при строительстве крупных подземных комплексов ГЭС сочетание погрузочно-доставочной машины типа ПД-8 и автосамосвала МоАЗ -6401.
При строительстве подземных камерных комплексов прогрессивной временной крепью является анкерная крепь в сочетании с набрызгбетоном, в качестве постоянной применяют монолитную бетонную и железобетонную крепь. В качестве постоянной крепи в крупных камерах используют анкерную крепь с набрызгбетоном и предварительно напряженными анкерами длиной 10-20 м с шагом установки 3-4 м. Предварительно напряженные анкеры сочетают с обычными железобетонными или полимерными длиной 3-4 м, которые устанавливают между глубокими анкерами. В трещиноватых породах применяют анкерную крепь с многослойным набрызгбетонным покрытием и двойным сеточным армированием. Общая толщина покрытия составляет 15-20 см.
При возведении постоянной крепи из монолитного бетона и железобетона используют передвижные опалубки, обычные для тоннелей. При креплении крупных подземных сооружений применяют армирующие каркасы с сетчатой опалубкой, закрепляемые анкерами к своду выработки.