Открытые работы в карьерах Канады (часть 1)


В Канаде открытым способом разрабатывают урановое месторождение Гуннар. Уран на этом месторождении был обнаружен в 1952 г. Весной 1954 г. началось строительство карьера и обогатительной фабрики, первая очередь которой уже в сентябре 1955 г перерабатывала 1250 т руды в сутки. В марте 1957 г фабрика достигла проектной производительности 1650 м/сутки.
Рудное тело Гуннар имеет трубообразную форму с диаметром на поверхности около 140 м и склонением 45° к югу под озеро Атабаска. У поверхности рудное тело залегает на расстоянии 240 м от озера. Разведанная глубина оруденения 300 м. Руда представлена урановой смолкой и вторичными урановыми минералами, мелко вкрапленными в брекчиевую породу. Руда и вмещающие породы имеют красноватую окраску Сверху рудное тело покрыто ледниковыми отложениями мощностью 6—18 м и торфами.
Проектом предусмотрен карьер до глубины 90 м с отработкой остальной части месторождения подземным способом (рис. 22).
Открытые работы в карьерах Канады (часть 1)

Длина карьера у верхней кромки 300 м, ширина 240 м, южный борт карьера находится в 30 м от озера Высота уступа 9 м, ширина предохранительной бермы 6,5 м, угол борта карьера 55°. Вскрывающие траншеи имеют спиральную форму трассы, уклон выездных траншей 8%, а дороги к отвалам — 10%. Средний коэффициент вскрыши 2,4 Общая длина откатки от дна карьера до обогатительной фабрики 16 км.
Вскрышные работы по ледниковым отложениям (мелкозернистый, глиноподобный и вязкий материал) были очень трудными, особенно в дождливую погоду Тяжелое самоходное оборудование было совершенно непригодно В зимнее время на этих участках вскрышные работы приостанавливались из-за смерзания пород (затруднялась разработка драглайнами). Вскрышные работы возобновлялись в начале лета.
Торфа удаляли тракторными скреперами, дальнейшую вскрышу вели экскаваторами Марион 101М, оборудованными как драглайн, производившими погрузку в автосамосвалы Эвклид емкостью 11,3 м3. Драглайн работал с верхней отметки ледниковых отложений, и для него сооружали временные дороги из дробленого камня. С достижением коренных пород экскаватор Марион 101М переоборудовали из драглайна в механическую лопату, которая имела то преимущество, что работала с подошвы временных дорог на ледниковых отложениях.