Применение транспортных средств (часть 1)


Транспорт на карьерах играет исключительно важную роль. Будучи органически связан со всеми технологическими процессами, транспорт непосредственно влияет на технико-экономические показатели этих процессов и в значительной степени определяет эффективность открытых разработок. Максимальные показатели работы всего горного оборудования могут быть обеспечены только при условии правильного выбора и четкой организации использования транспортных средств. Основными видами карьерного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и конвейерный. Реже используют канатный и гидравлический транспорт. В некоторых условиях могут быть использованы для перемещения пустых пород транспортно-отвальные мосты и консольные отвалообразователи. В последнее время расширяется применение комбинированного транспорта, представляющего сочетание двух или трех его основных видов.
Главные факторы, определяющие выбор вида транспорта: объем горной массы, подлежащей транспортированию; горно-геологические условия залегания месторождения; физико-механические свойства и крупность транспортируемых горных пород: расстояние транспортирования; глубина разработки. Так как фронт вскрышных и добычных работ постоянно подвигается, транспортные трассы часто перемещают и в карьере, и на отвалах.
Размеры, грузоподъемность и другие основные параметры транспортного оборудования, как уже отмечалось выше, находятся в прямой зависимости от вместимости ковша экскаватора.
Наибольшее распространение на крупных карьерах получил железнодорожный транспорт, на карьерах средней и малой мощности — автомобильный. В последние годы благодаря выпуску отечественной промышленностью мощных самосвалов с грузоподъемностью 27, 40, 75 т и более использование автотранспорта значительно расширяется. Растет объем конвейерного транспорта, обеспечивающего поточную технологию на карьерах. В последние годы успешно работает комбинированный транспорт: автомобильный в забое, конвейерный или железнодорожный на доставке по магистрали к фабрике.