Конструкции автомобильных дорог (часть 1)


Конструкции автомобильных дорог зависят от назначения дорог и выбираются в зависимости от интенсивности движения, времени использования дорог и основных видов транспортных средств. Земляное полотно (основание) автомобильных дорог покрывается «дорожной одеждой», представляющей собой у дорог высокого класса многослойную опорную конструкцию. В простейших дорогах, наиболее характерных для ведомственного назначения, эта конструкция упрощается. Верхний слой дорожной одежды называют дорожным покрытием. Выделяют дорожные покрытия следующих типов:
1) усовершенствованные (цементнобетонные; асфальтобетонные; грунто-асфальтовые);
2) переходные (щебеночные; гравийные; шлаковые; грунто-щебеночные и грунто-гравийные, обработанные вяжущими материалами; грунтовые, укрепленные вяжущими материалами);
3) низшие (грунтовые, укрепленные гравием, щебнем и дресвой; грунтовые).
Свое название дороги обычно получают по материалу покрытия. К дорогам особого типа относятся зимники, лежневки и др. В геологоразведочных экспедициях только в отдельных случаях сооружают небольшие участки дорог с усовершенствованным и переходным типом покрытий, в основном же используют низшие типы покрытия внешних и тем более внутрихозяйственных и технологических автомобильных коммуникаций.
Технология сооружения земляного полотна и дорожного покрытия, их конструкции и эксплуатационные характеристики разнообразны. Зависят они и от физико-механических свойств пород и фунтов, которые приобретают особое значение при строительстве фунтовых дорог.
Поверхности земляного полотна придается двухсторонний уклон от центральной оси к бровкам; типовые схемы поперечного профиля земляного полотна с кюветами приведены на рис 25.1.
Конструкции автомобильных дорог (часть 1)

Наиболее распространено земляное полотно в форме насыпи, так как оно обеспечивает наилучшую гидрогеологическую ситуацию, а следовательно, и эксплуатационную характеристику дороги. При определении параметров насыпи, в частности ее высоты, следует учитывать существующее разделение местности производства работ на пять зон по характерным водным режимам фунтов: I — тундра; II — зона лесов; III — лесостепь; IV — степь и V — засушливая (аридная) зона.
Для выравнивания земляного полотна по оси трассы в местах понижения земной поверхности (при пересечении небольших лощин, канав, ям) высоту насыпей увеличивают.