Промежуточные детонаторы. Комплексная механизация (часть 2)


Зарядная машина ЗМБС-2 предназначается для водонаполнения ВВ, доставки их с откаточного горизонта до буровых выработок и заряжания сухих и обводненных скважин при подземной разработке рудных месторождений.
Зарядной машиной можно заряжать скважины диаметром 70—150 мм и глубиной до 50 м. Длина доставки пневмотранспортом ВВ по горизонтали до 250 м, а по вертикали 100 м.
Вместимость открытого бункера 0,3 м3. Масса машины 632 кг.
Машину обслуживают оператор и два заряжающих, между которыми должна быть установлена связь.
Техническая производительность машины до 100 кг/мин.
На открытых горных работах применяются зарядные машины двух типов: для заряжания гранулированных и водосодержащих ВВ.
К машинам первого типа относятся, например, зарядные машины МЗ-8 и М3-12, отличающиеся простотой конструкции и высокой надежностью в работе.
Зарядная машина МЗ-8 имеет бункер вместимостью 8 м3, который установлен на автомобиле МАЗ-503. Производительность заряжания ВВ составляет 400 кг/мин.
Зарядная машина М3-12 отличается от МЗ-8 тем, что имеет два бункера общей вместимостью 12 м3, смонтированных на базе автомашины КрАЗ-257.
К машинам, предназначенным для заряжания водосодержащих ВВ, можно отнести транспортно-зарядную машину ТЗМ-1 на базе автомобиля КрАЗ-256Б. Эта машина имеет цистерну для раствора аммиачной селитры вместимостью 5,5 м3, двухсекционный бункер для сухих компонентов (гранулотола и и аммиачной селитры) вместимостью 3,2 м3 и мерно-смесительную камеру вместимостью 0,25 м3. Производительность заряжания ВВ этой машиной составляет 300 кг/мин.
Комплексная механизация взрывных работ применительно к открытой разработке месторождений по принципу «завод-скважина», например, на Северном горно-обогатительном комбинате (Кривбасс) первоначально включала бестарно-контейнерную переработку аммиачной селитры, механизированное приготовление простейших ВВ (типа игданит), осушение скважин и использование высокопроизводительных зарядных машин.
В дальнейшем комплексная механизация взрывных работ интенсивно совершенствовалась на специализированном промышленно-производственном предприятии «Кривбассвзрывпром», где были внедрены механизированные пункты переработки ВВ и пункты изготовления промежуточных детонаторов. Впервые была налажена централизованная подготовка боевиков с применением станков для изготовления необходимых отрезков ДШ.
В результате широкого внедрения средств комплексной механизации взрывных работ уровень механизации заряжания взрывных скважин в настоящее время приближается к 100%. Полностью механизирована забойка скважин. Проводятся работы по механизированному заряжанию взрывных скважин на обводненных участках блоков с использованием ЭВМ, позволяющему увеличить производительность зарядных машин на 20—25%.
Ведется разработка новых технологических схем комплексной механизации взрывных работ, предусматривающих полную механизацию всех трудоемких процессов.