Выбор места рационального заложения полевой выработки (часть 2)


От расположения полевого штрека по отношению к граничной плоскости АБ и к почве пласта зависят величина, интенсивность и продолжительность опускания пород кровли и поднятия почвы выработки, т. е. процесса их взаимного сближения. Следовательно, от этих факторов зависят и деформации крепи штрека.
Зона наименьших проявлений горного давления, которая наиболее благоприятна для расположения полевого штрека, находится от почвы пласта на расстоянии h = 10 м, но не далее 30 м по нормали, а от граничной плоскости АБ — на расстоянии 10 м, но не более 40 м.
Дальнейшее увеличение указанного расстояния может привести к тому, что штрек попадает в зону опорного давления позади лавы, возникшего под влиянием повышенных напряжений в средней части выработанного пространства лавы.
Кроме того, необходимо учитывать физико-механические свойства пород почвы пласта: штрек располагается под слоем крепких пород или проводится по крепким породам.
При выборе соединительной выработки (квершлага или гезенка) необходимо учитывать глубину ведения горных работ. При глубине разработки до 400 м и расположении полевого штрека на расстоянии 10—15 м от почвы пласта достаточно его смещение в сторону выработанного пространства от нормали АБ (см. рис. 7.5) на 20—25°, а при глубине 700—750 м и при прочих равных условиях рациональный угол смещения штрека возрастает до 65—70°. В качестве соединительной выработки в первом случае используют скат по породе, во втором — квершлаг.
Если в качестве соединительной выработки между полевым и пластовым штреками применяют скаты по породе, то их проводят под углом 40—45° к горизонту и используют в качестве промежуточной емкости (бункера).
Расстояние между гезенками по простиранию пласта может быть определено технико-экономическим расчетом, а чаще всего принимается равным длине скребкового конвейера (150—200 м).
В зависимости от величины и характера проявления временного опорного давления забой полевого штрека может опережать забой лавы или, наоборот, отстает от него. При большом опорном давлении забой штрека отстает, поэтому транспортировать уголь из лавы приходится на задний гезенк, поддерживая конвейерный штрек в выработанном пространстве лавы.