Производительность экскаватора (часть 2)


Продолжительность цикла складывается из времени наполнения ковша, его подъема, поворота экскаватора, выгрузки и обратного поворота в рабочее положение (причем 50-60 % времени занимают повороты). Коэффициент наполнения зависит от физического состояния породы (наполнение ковша сыпучими породами больше, скальными — меньше) и от качества дробления и принимается в пределах 0,6-1,2. Коэффициент разрыхления экскавируемого материала зависит от физических свойств породы (крепости): 1,1-1,3 для мягких пород и 1,3-2 для скальных. Коэффициент использования рабочего времени, представляющий собой отношение времени работы экскаватора на погрузке (времени экскавации) к общему времени работы в течение часа, колеблется от 0,3 до 0,8. Величина этого коэффициента зависит главным образом от организации работ, а также от вида транспорта, четкости его движения. При хорошей организации работы экскаватора и соответствующего ему транспорта, а также при работе в отвал коэффициент использования рабочего времени на практике достигает 0,75.
Формула часовой производительности применима и для механической лопаты, и для драглайна. При этом надо учитывать, что производительность последнего всегда меньше при одинаковой вместимости ковша, так как продолжительность цикла у него больше, чем у механической лопаты; коэффициент использования рабочего времени при погрузке в транспортные средства у драглайна меньше, чем у механической лопаты.
По приведенной формуле можно определять часовую производительность и многоковшового экскаватора, введя в нее величину 60/n (n — число ковшей, разгружающихся в 1 мин).
Сменную, месячную, годовую производительность вычисляют путем умножения на соответствующее число часов, дней работы экскаватора.
Для одноковшовых экскаваторов повышение производительности достигается при уменьшении продолжительности рабочего цикла (за счет совмещения операций, создания оптимальных условий работы экскаватора и т. п.), сокращении простоев, увеличении коэффициента наполнения ковша, правильном подборе транспортных средств и четкой организации работы транспорта, улучшении взрывного дробления породы.