Системы с обрушением руды и вмещающих пород (часть 3)


Система разработки отличается высокой производительностью, экономичностью, хорошими условиями проветривания. Вместе с тем эта система имеет ряд недостатков, главными из которых являются: большой объем подготовительных работ и невозможность применения самоходной буровой техники. Горизонтальное направление отбойки снижает устойчивость выработок горизонта выпуска руды.
На рис. 26.15 приведена система подэтажного обрушения с отбойкой руды глубокими скважинами на вертикальное компенсационное пространство (щель). Подготовка блока при этой системе, как уже отмечалось, аналогична описанной выше. Выемка руды начинается с образования вертикального компенсационного пространства (щели) 3, на которое встречно направленно отбивают маесив, разбуренный глубокими скважинами 2 из буровой выработки 1.
При этой системе разработки значительно снижается динамическое воздействие взрыва на выработки приемного горизонта. Кроме того, такой способ отбойки позволяет улучшить качество дробления горной массы за счет соударения отдельных кусков.
Варианты системы подэтажного обрушения с отбойкой руды на наклонное компенсационное пространство показаны на рис. 26.16.
Системы с обрушением руды и вмещающих пород (часть 3)

Разбуривание массива (см. рис. 26.16, а) глубокими скважинами производится из буровых выработок 2, расположенных на уровне горизонта воронок. Толщина отбиваемого слоя по горизонтали, как правило, равна расстоянию между выработками выпуска руды (скреперования). Наклонные слои отбивают на наклонное компенсационное пространство 4. Выпуск отбитой руды производят через выпускные выработки (дучки или щели) 1. Доставка отбитой руды производится скрепером в рудосвалочные восстающие.
При применении системы подэтажного обрушения также с отбойкой наклонных слоев руды на наклонную подсечку (см. рис. 26.16, б) разбуривание массива производится непосредственно из выработок горизонта доставки (скреперования) 3. Это позволяет исключить проходку специального бурового штрека и упростить конструкцию системы. При таком разбуривании массива устья глубоких скважин 5 недозаряжают ВВ на 8—10 м с целью предохранения штреков скреперования от разрушения в момент массового взрыва. Однако после взрывания скважин их недозаряженные части используются при образовании выпускных дучек или щелей.
Доставка отбитой руды производится скрепером с погрузкой непосредственно в вагоны через полки.