Развитие экологических знаний и становление горной экологии


Общее развитие экологических знаний идет в основном в следующем направлении: экология как биологическая наука все более приобретает черты науки биологизированной и при этом междисциплинарной. Такое развитие происходит не путем исключения как несостоятельных в научном отношении предшествующих стадий, а их насыщением новыми знаниями и переходом в иное, более высокое качество.
Так, Э. Геккель сформулировал в 1866 году представление об экологии как общей науке «об отношениях организмов к окружающей среде, куда мы относим в широком смысле все условия существования».
В работе приводится развернутая схема, иллюстрирующая современную глубокую дифференциацию экологических знаний, в отношении которой автор характеризует экологию в целом («большую» экологию) как «биологизированное (но не биология) научное направление... - область знаний о выживании, в том числе человека». В своих работах В.И. Осипов, говоря о геоэкологии, отмечает междисциплинарный характер этой науки, вбирающей в себя и «переплавляющей» знания многих отраслей - геологических, географических, горных наук, биологических и др.
За время, прошедшее со времени введения и первоначального объяснения понятия «экология», произошли большие изменения, касающиеся в первую очередь объектов экологического взаимодействия. Для нас важны те изменения, которые связаны прежде всего с представлением об экосистеме как природном комплексе, образованном живыми организмами и средой обитания, связанными между собой обменом веществ и энергии.
Практически вся сфера материального производства служит цели ограждения человека от природной среды, от непосредственного с ней контакта.
Взаимодействие человек - природная среда раскрывается в реальности значительно более сложным образом, а именно: человек - искусственная среда - природная среда. Искусственная среда («вторая природа») как бы представляет человека, многократно увеличивая мощь и разнообразие его воздействия на естественную природу, повышая интенсивность преобразовательной деятельности.
Двойственная (биологическая и общественная) сущность человека предполагает двойственность в представлениях о факторах его уязвимости (или безопасности) со стороны изменяющейся в неблагоприятную сторону природной среды и недостаточной для существования при таких изменениях среды техногенной.
Объекты материального производства расширяют возможности человека как существа общественного, они же представляют собой компоненты среды его обитания как существа биологического, увеличивая роль негативных экологических последствий урбанизации.
Материально-техническая, экономическая и социальная значимость экологических взаимодействий с участием человека послужила отправным пунктом для дальнейшего развития экологии как науки, вследствие чего возникли новые понятия (одновременно и объекты изучения) — природно-техническая, социально-экологическая, природно-экологическая, природно-экономическая системы и др., названия которых сконструированы по такому же принципу.
Для горных наук оправданно обобщение их всех понятием «геосистема», изучение которой может быть актуальным с производственной, технической, экономической, географической, социальной и других, в том числе и экологической, точек зрения в связи с освоением недр.
Важность в том, что для экологического изучения геосистем, уже не может считаться достаточным изучение локальных экологических взаимодействий системных элементов со средой «по одному», механическая сумма полученных таким образом научных результатов недостаточна для получения необходимых научных знаний. Геосистемы в освоении недр - целенаправленно развивающиеся объекты; параметры любой из них распределены территориально и во времени. В геосистемах имеет значение многоуровневое строение. Они, помимо этого, большие системы (с точки зрения числа взаимодействующих объектов) и сложные (с точки зрения разнообразия их видов, параметров состояния объектов, режимов функционирования - процессов, выражающих их существование - каждой из них, многообразия взаимосвязей элементов и аспектов рассмотрения).
Поэтому каждый результат локального изучения должен получать системную оценку с учетом состояния и развития всей геосистемы.
Рассматривая под этим углом зрения накопленные экологические знания, имеющие наибольшее значение для горных наук, следует отнести современный период развития горно-экологических знаний в целом ко времени первоначального накопления, обобщения, интерпретации научных фактов.
Постепенное признание того факта, что решение экологических проблем, по сути, состоит в организации безопасной в биологическом смысле жизнедеятельности, имеет следствием стремление включить в область экологического знания достижения чрезвычайно широкого ряда наук. Тем самым складывается положение, когда экология принимает на себя ответственность за объяснение и прогнозирование всех явлений, наблюдаемых во взаимодействии всего природного, биотического, с одной стороны, а с другой - искусственного, антропогенного, техногенного, инициируемого человеком.
В общественном сознании пока не утвердилась какая-либо конкретная общеприменимая экологическая концепция; обсуждаемые концепции (концепция «зеленых», научно-технического прогресса, защиты окружающей природной среды, умеренного развития экономики и др.) весьма общие, поэтому трудно представить сейчас механизм и последствия их реализации, а следовательно, их осуществимость и реальную научную и практическую ценность. В своей постановке некоторые концепции принципиально расходятся с установившимся общественным мировоззрением и «порядком вещей» и поэтому выглядят чрезмерно радикальными и несбыточными. Устойчивость развития, например, как предлагаемый императив не имеет должного объяснения с экологической точки зрения. Рациональное природопользование, гармонизированное взаимодействие с природной средой, умеренное развитие общества как экологические доктрины или концепции не содержат указаний на меру рациональности (гармоничности, умеренности) и способы достижения подобных состояний.
Для горной экологии в настоящее время характерны: богатая эмпирическими фактами история, фрагментарность знаний и отсутствие обобщающих теорий, существование проблем развития аналитических расчетных методов, а также инструментальной и информационной базы. Результаты исследований не сопровождаются, как правило, оценками достоверности и пока отсутствуют в целом возможности как для синтеза, обеспечивающего управление экологической ситуацией в районах освоения недр, так и для декомпозиции, дающей представление о приоритетных направлениях научного поиска и необходимых для подобного управления решениях.
Целостное научное понимание и устойчивые оценки экологических проявлений техногенных воздействий на природную среду складываются в большинстве случаев лишь на весьма высоких уровнях обобщения, чаще всего это глобальный уровень.
На уровне конкретной деятельности, в границах отдельных территорий, производств, населенных пунктов и соотносимых с ними природных объектов, природных ресурсов и экосистем, несмотря на значительные усилия ученых и имеющиеся результаты, до настоящего времени не обоснованы положения, достаточные для того, чтобы ввести деятельность по освоению недр в экологически осмысленные границы с пониманием всех экологически значимых сопутствующих освоению обстоятельств. Решение экологических проблем чаще всего сводится к достижению временных компромиссов в интересах горных предприятий и в ущерб состоянию природной среды.
Повышение экономических требований к горным предприятиям в связи с ухудшением экологической ситуации не сопрягается сегодня в должной мере с расширением возможностей использования экологических факторов в качестве инструментов экономической рыночной деятельности. В силу этого горные предприятия не выступают заинтересованными, активными участниками решения проблемы обеспечения экологической безопасности освоения недр.
Это положение дел находится в противоречии с тем фактом, что в горнодобывающих регионах окружающая среда приобрела значение влиятельного фактора производства, и это обстоятельство делает его учет в деятельности предприятия в той же степени обязательным и детальным, как и традиционных производственных факторов (запасов минерального сырья, инвестиций, трудовых ресурсов, техники, материалов и др.).
Освоение недр осуществляется с учетом широкого ряда требований геологоразведки, маркшейдерии, правил технической эксплуатации, безопасности труда и охраны недр, планирования производства, проектирования, экономики и т.д.
При освоении недр экологическая безопасность может быть достигнута лишь в том случае, если предприятия будут на деле являться и «несущей конструкцией», и одновременно «реализующим механизмом» в деле оздоровления экологической обстановки. Через предприятия приводится в действие механизм охраны окружающей среды, и только они реально могут выступать гарантами обеспечения экологической безопасности.
Обоснование природоохранных мероприятий предполагает их выбор, исходя из критерия минимума экологических издержек. Этот минимум достигается при таком варианте мероприятий, который обеспечивает максимум предотвращенного экономического ущерба от экологических нарушений над требуемыми для этого природоохранными затратами.