Взрывогидравлический способ отбойки (часть 2)


Увеличение глубины погружения заряда в шпур, залитый водой, положительно сказывается на степени использования энергии взрыва, так как возрастает время воздействия удара на стенки шпура за счет увеличения массы жидкости, увеличения времени вылета жидкости из шпура, повышается общий импульс нагружения за счет увеличения площади соприкосновения заряда с водой и уменьшения влияния свободной поверхности. Эффективная глубина погружения на 1 г ВВ составляет не более 0,1 м. Для предотвращения разлета кусков породы при взрыве уровень воды должен быть на 10—15 см ниже устья шпура. При заполнении пространства между зарядом и стенкой шпура водой происходит увеличение энергии взрыва, передаваемой массиву, в 1,3—2,5 раза по сравнению с обычным взрыванием без воды (при диаметре шпура 42 мм, диаметре патрона 32 мм), и это приводит к снижению удельного расхода ВВ.
Технология использования взрывогидравлического эффекта на практике осуществляется следующим образом. Бурятся шпуры диаметром 42 мм и заливаются водой. Если наблюдается утечка воды, в полевых условиях шпур предварительно заполняют раствором глины и забойником размазывают по стенкам шпура. Затем водоустойчивое ВВ вместе с инициатором помещают на дно шпура, а неводоустойчивое — в герметичную оболочку (полиэтиленовую ампулу).
На основании анализа результатов применения взрывогидравлического метода для отбойки и вторичного дробления горных пород по сравнению с обычным взрывным способом удельный расход ВВ снижается в 2—4 раза, разлет кусков — в 15—20 раз, снижается также и сейсмический эффект.
Взрывогидравлический метод рекомендуется применять для отбора проб любых горных пород, для вторичного дробления негабаритов, при взрывах в стесненных условиях, при вскрытии кристаллоносных гнезд. В результате использования метода сохраняется структура горных пород массива после взрыва, а соответствующим подбором параметров БВР обеспечивается требуемая сохранность сырья. В условиях геологоразведочных работ применение вышеописанного метода позволяет экономить ВВ в 2—4 раза, что особенно важно в труднодоступных местах, куда необходимое оборудование и материалы доставляются воздушным транспортом.