Принципы построения классификаций систем разработки (часть 2)


Сочетание этих основных признаков в различных комбинациях дает множество систем разработки.
Попытки построения классификации на принципе сочетания указанных признаков приводили к созданию громоздких перекрестных перечней систем, не получивших применения.
Вторая причина трудности создания классификации систем подземной разработки рудных месторождений состоит в разнообразии этих месторождений по форме, размерам, углам падения, условиям залегания, минералогическому составу, ценности и физико-механическим свойствам руды, характеру вмещающих пород и т. д.
Объединяя в классы и группы месторождения по горно-геологическим признакам, определяющим применение различных систем разработки, казалось, было бы нетрудно создать классификацию, полезную для выбора систем. Однако даже при разделении всех рудных месторождений для этой цели на 18 основных типов (Справочная книга по горному делу под редакцией Р. Пиля) оказалось, что для каждого из этих типов месторождений возможно применение не менее трех-четырех классов или групп разных систем, не считая их вариантов. С другой стороны, очень многие системы (и даже классы систем) оказываются пригодными для двух-трех и более типов месторождений. Поэтому выбор системы разработки такая классификация не облегчает, а в качестве основы для изучения систем непригодна.
Из большого числа классификаций систем разработки рудных месторождений, которые были в разное время опубликованы в отечественной и зарубежной литературе, сохранили значение только две-три классификации. Все остальные в настоящее время не используются.
Анализ причин отказа от большинства классификаций позволяет сформулировать требования, которым должна удовлетворять классификация, предназначенная для изучения и сравнительной оценки систем разработки.
1. В основу разделения систем на классы, затем внутри каждого класса на группы, а в группах на виды должны быть положены наиболее важные признаки, характеризующие системы разработки.
В основу для разделения класса систем на группы необязательно принимать один и тот же признак во всех классах. Напротив, учитывая особенности каждого класса систем, нужно пользоваться при их разделении на группы разными признаками, важными для характеристики именно этого класса.
Сказанное относится также к разделению систем в группах на виды.
2. Классификация не должна быть излишне обширной, разветвленной, но вместе с тем в качестве основы для изучения систем она должна выражать достаточно отчетливые границы каждого класса, группы, вида, а также переходные формы систем между классами, группами и видами, которые неизбежно возникают в результате комбинирования приемов разработки.
3. В классификацию должны вписываться вновь создаваемые системы разработки.
4. В классификации не следует создавать новые искусственные наименования систем, а также использовать местные названия и термины.
Поэтому, прежде чем переходить непосредственно к изложению предлагаемой классификации, уточним ряд определений и терминов.