Факторы, влияющие на выбор места заложения шахтных стволов


По условиям безопасности вертикальный ствол в лежачем боку закладывается на определенном расстоянии от границы сдвижения пород на поверхности в направлении вкрест простирания месторождения.
Положение ствола в направлении простирания определяется с учетом следующих факторов: безопасности и удобства расположения устья ствола и поверхностных сооружений; расходов на подземный и поверхностный транспорт руды и породы, доставку материалов к месту работ, вентиляцию подземных выработок, а также затрат времени па передвижение людей в шахте к месту работы.
В местности с гористым рельефом ствол шахты (штольню) следует располагать так, чтобы он и поверхностные его сооружения не пострадали от обвалов породы, оползней, снежных лавин, а также не были затоплены во время быстрого таяния снегов и сильных ливней.
По условию минимальных затрат на подземный транспорт стволы должны располагаться в плоскости, перпендикулярной к простиранию и делящей запасы месторождения на равные или почти равные части.
Место заложения ствола, оптимальное по условиям транспорта, должно одновременно отвечать и оптимальным условиям передвижения рабочих по выработкам основного горизонта. То же относится и к доставке материалов по откаточным выработкам.
Зависимость между положением ствола и расходами по вентиляции непостоянна, но подсчеты показывают, что место его заложения, отвечающее наименьшим расходам по вентиляции, совпадает с условиями рентабельной работы подземного транспорта.
Существенное, иногда решающее, значение при выборе места заложения устья ствола имеют местные факторы: физико-механические свойства пород, пересекаемых стволом; рельеф поверхности; местоположение обогатительной фабрики и другие.
Следует избегать пересечения стволом плывунов, водоносных или нарушенных пород, проходка по которым сопряжена с большими трудностями.
Рельеф поверхности должен обеспечивать удобное расположение поверхностных сооружений и вспомогательных цехов и отвалов. Расположение ствола должно быть удобным для строительства железной дороги, а путь к месту обработки руды — наиболее коротким, легко сооружаемым и дешевым в эксплуатации.