Эксплуатационная разведка и опробование руд (часть 2)


Расстояние между бороздами обычно изменяется от 1 до 5 м; масса пробы с 1 м борозды от 1 до 4 кг.
Опробование задиркой заключается в отбойке тонкого (5-10 см) ровного слоя руды от поверхности забоя, кровли, боков или почвы выработки.
При валовом опробовании в пробу поступает вся отбиваемая горная масса от проведения выработки или часть ее через определенные интервалы (каждая пятая или десятая лопата). Такой способ опробования при эксплуатационной разведке применяется редко.
Наиболее распространено в практике эксплуатационной разведки бороздовое опробование.
Опробование буровых скважин и шпуров осуществляется взятием для анализа кернов (из буровых скважин) или буровой муки и шламов из шпуров и взрывных скважин.
Для сбора бурового шлама применяют специальные приспособления. Масса пробы с 1 м шпура диаметром 32 мм составляет 2-2,5 кг. Интервалы между пробами 2-5 м.
Опробование добытой руды производится следующими методами.
Опробование методом вычерпывания (горстевое) применяют в забоях после отбойки руды. Для этого на отбитую руду накладывают веревочную сетку и из середины ее квадратов отбирают порции определенной массы, составляющие общую пробу. Если в точке отбора встречаются куски, то от них молотком отбивают куски, соответствующие принятой массе частичных проб.
Опробование руды из рудничных вагонеток производят путем отбора небольших порций с поверхности руды в двух-пяти точках. Общая масса пробы из одной вагонетки составляет 1-2 кг.
Обычно опробуют не все вагонетки, а каждую вторую, третью, десятую и т. д. в зависимости от равномерности содержания полезных компонентов в руде.
Пробы из вагонеток отбирают в околоствольном дворе, около центральных рудоспусков или на поверхности. Так как по биркам известно место, откуда загружалась каждая вагонетка, такой метод опробования позволяет определять содержание полезных компонентов и вредных примесей не только по руднику (шахте) в целом, но и по отдельным рудным телам, этажам, блокам за любой период времени.
Опробование руды в железнодорожных вагонах осуществляют аналогично предыдущему, но из большего числа точек на поверхности руды по определенной сетке. Масса пробы из вагона должна быть не менее 0,1 кг на 1 т руды.
Опробование из вагонов дает достоверные результаты, но оно не может характеризовать содержание полезных компонентов и вредных примесей по отдельным рудным телам, этажам, блокам. Поэтому повагонное опробование используется только для контроля работы рудника в целом и для расчетов с потребителями руды.
Иногда приходится опробовать руду из отвалов текущей добычи на поверхности или старых отвалов. Опробование ведут бороздами через определенные интервалы, шурфами или точечным методом.