Понятие о горном давлении
Массив горных пород при отсутствии выработок всегда находится в равновесном напряженном состоянии. При отсутствии тектонических сил и температурных градиентов напряжения от собственного веса пород пропорциональны глубине.
Массив горных пород в связи с наличием трещиноватости рассматривается как состоящий из отдельных структурных блоков, имеющих или не имеющих между собой сцепления. При оценке прочности и устойчивости массива принимается во внимание средний и минимальный размеры структурных блоков. Наличие трещиноватости (блочности) не оказывает существенного влияния на характер распределения поля напряжений, если в массиве отсутствуют крупные тектонические трещины или карстовые полости.
Если действующие напряжения не превышают предела прочности массива пород на рассматриваемой глубине, то оценка напряженного состояния массива может быть сделана как для массива однородного (или квазиоднородного) и упругого.
При отсутствии тектонических сил напряженное состояние однородного упругого массива считается известным, если известны величина и направление главных напряжений, вызванных гравитационными силами. В массиве, не имеющем пустот, тектонических трещин и выработок, максимальная величина главных напряжений, действующих в вертикальном направлении на горизонтальную площадку (рис. 17.1), σz=γН (здесь γ — удельный вес горных пород; Н/м3; Н — рассматриваемая глубин на от поверхности, м).
Для районов, подверженных движениям земной коры, и для зон тектонических нарушений при отсутствии экспериментальных данных вместо Н принимается расчетная глубина Hр=1,5 H (по СНИП II-94—80).
Напряжения, действующие в горизонтальном направлении на вертикальные площадки, являются производными от σz и определяются упругими деформационными свойствами пород на рассматриваемой глубине: σх=σу= λ1σz где λ1= μ/(1—μ) — коэффициент бокового распора (или горизонтального распора), μ — коэффициент Пуассона. Напряжения σх и σу всегда ортогональны к напряжениям σz.
Массив горных пород, лишенный сил сцепления между отдельными структурными блоками, рассматривают как сыпучий (если размер области в 3—4 раза больше максимального размера структурного блока). К такому массиву применимы законы механики сыпучей среды.
Напряженное состояние массива как сыпучей среды определяется по формулам:
Здесь λ2=tg2 (45°—0,5 φ) — коэффициент горизонтального распора для сыпучей среды; φ — угол внутреннего трения сыпучего массива.
Сравнивая напряженные состояния сыпучего и упругого массивов, видим, что вертикальные напряжения, действующие на горизонтальные площадки, оцениваются одинаково, пропорциональны глубине и определяются удельным весом пород массива. Горизонтальные напряжения, действующие на вертикальные площадки, являются производными вертикальных напряжений и зависят от физических свойств массива. Горизонтальный распор в сыпучей среде обеспечивает зависание отдельных кусков породы за счет трения и зацепления друг с другом. Зависание будет продолжаться до тех пор, пока собственный вес куска не превысит силу трения между смежными кусками.
Если принять μ=0,25, то горизонтальные напряжения σх=σу в упругом массиве будут в 3 раза меньше напряжения σz. В сыпучем массиве при угле внутреннего трения φ=42÷45° горизонтальное напряжение в 5—6 раз меньше вертикального.
- Транспортирование породы на поверхности
- Основные направления научно-технического прогресса
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 5)
- Основные требования Правил безопасности к канатам и машинам
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 4)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 3)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 2)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 1)
- Технология эксплуатации подземных резервуаров (часть 2)
- Подъем при проходке стволов шахт (часть 2)
- Технология эксплуатации подземных резервуаров (часть 1)
- Подъем при проходке стволов шахт (часть 1)
- Подъем при проходке шурфов
- Параметры электровозной откатки (часть 2)
- Параметры электровозной откатки (часть 1)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 3)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 2)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 1)
- Оборудование электровозной откатки. Электровозы (часть 2)
- Оборудование электровозной откатки. Электровозы (часть 1)
- Транспортирование породы. Основные понятия и термины
- Требования Правил безопасности при погрузке породы
- Производительность погрузочного оборудования (часть 3)
- Производительность погрузочного оборудования (часть 2)
- Производительность погрузочного оборудования (часть 1)
- Организация работ. Вертикальные выработки
- Организация работ. Горизонтальные выработки (часть 3)
- Организация работ. Горизонтальные выработки (часть 2)
- Организация работ. Горизонтальные выработки (часть 1)
- Погрузка породы. Вертикальные и наклонные выработки