Оборудование электровозной откатки. Электровозы (часть 1)


Электровозы. Из всех рудничных локомотивов (электровозы, дизелевозы, гировозы — инерционные локомотивы и воздуховозы — работающие на энергии сжатого воздуха) на геологоразведочных работах применяются только электровозы. Электровозы подразделяются на аккумуляторные — с автономным источником питания — и контактные (контактно-кабельные, контактно-аккумуляторные) — с питанием двигателей по контактному проводу или кабелю.
Наиболее целесообразным при разведке месторождений оказалось применение аккумуляторных электровозов. Их достоинствами являются взрывобезопасность, автономность питания, низкий электротравматизм. Их можно эксплуатировать в выработках меньшей высоты, а значит, и меньшей площади сечения. При этом надо иметь в виду, что аккумуляторные электровозы уступают контактным в мощности, скорости движения, они сложнее по конструкции, дороже и менее удобны в эксплуатации.
Важнейшим параметром электровоза является сцепной вес. Под ним понимают ту часть собственного веса электровоза, которая приходится на ведущие оси. У рудничных электровозов все оси ведущие, поэтому их сцепной вес равен полному конструктивному весу.
По сцепному весу электровозы подразделяют на легкие (до 50 кН), средние — от 50 до 140 кН и тяжелые — более 140 кН.
Из выпускаемых отечественной промышленностью на геологоразведочных работах применяют легкие электровозы АК-2У; 4,5АРП2М и 5АРВ-2 (АРВ — аккумуляторный, рудничный, взрывобезопасный; АРП — то же, повышенной надежности). Их сцепной вес составляет соответственно 20, 45 и 50 кН.
Жесткой базой называется расстояние между центрами передней и задней осей (для двухосных электровозов) или между центрами осей тележки (для четырехосных электровозов). Этот параметр задается из условия устойчивости электровоза и свободного его прохода по криволинейным участкам рельсового пути с малыми радиусами закруглений. Чем больше жесткая база, тем устойчивее электровоз и тем труднее он проходит по закруглениям.
К электрическому оборудованию аккумуляторного электровоза относятся: тяговые двигатели, аппаратура управления работой двигателей, аппаратура защиты силовых цепей и освещения, тяговые батареи и штепсельные соединения.