Производительность погрузочного оборудования (часть 1)


Различают теоретическую (расчетную), техническую (паспортную) и эксплуатационную (действительную) производительность погрузочных машин. Теоретическая производительность определяется только конструктивными параметрами машины (например, вместимостью ковша, грейфера, скрепера, продолжительностью цикла черпания и т. д.). Так, для погрузочной машины ковшового типа теоретическая производительность (м3/мин)
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где Т — теоретическая продолжительность одного цикла погрузки породы ковшом машины, м; nц — число циклов черпания в минуту; Vк — вместимость ковша (геометрическая), м3.
Техническая производительность определяется для типичных эксплуатационных условий при непрерывной работе машины, т. е. в этом случае учитывается влияние свойств породы, заполнение ковша (грейфера, скрепера) породой, качество дробления породы, изменение продолжительности одного цикла черпания в реальных условиях и т. д.
Эксплуатационная производительность определяется объемом погруженной породы за общее время работы машины. На эксплуатационную производительность влияет, таким образом, продолжительность подготовительно-заключительных операций, остановок в работе машины по технологическим, а также простоев по организационным и техническим причинам.
Техническая производительность ковшовой погрузочной машины (по породе в разрыхленном состоянии) (м3/мин)
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где kз — коэффициент заполнения ковша (в зависимости от плотности породы, размера кусков и соотношения между напорным усилием машины и шириной ковша kз изменяется в диапазоне 0,3—1,2); kд.р — коэффициент, учитывающий дополнительное разрыхление породы в ковше (kд.р=0,92÷0,96); kц — коэффициент, учитывающий изменение продолжительности цикла в реальных условиях (для машин с пневмоприводом kц=0,92÷1,1).
Эксплуатационная производительность (м3/ч) в общем случае определяется по формуле
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где Vп — полный объем горной массы, погруженной машиной за проходческий цикл, м3; Тo — общее время работы машины,
Полный объем горной массы в плотном теле (м3)
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где lц — расчетное подвигание забоя за один цикл, м; S — площадь проектного сечения выработки, м2; ηв — коэффициент, учитывающий увеличение сечения выработки против проектного (ηв=1,05÷1,08).
Общее время работы машины складывается из времени собственно погрузки, замены груженых вагонеток или составов на порожние и суммарной продолжительности простоев по организационно-техническим причинам, включая время на подготовительно-заключительные операции.
В частности, часовую эксплуатационную производительность (м3/ч) ковшовой машины (по породе в плотной массе) можно рассчитать по формуле
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где kр — коэффициент разрыхления пород, равный 1,5—2; kкр — коэффициент, учитывающий крупность кусков породы и ее физико-механические свойства (при крупности кусков до 300 мм kкр=1, при крупности более 400 мм kкр=1,3); — удельные затраты времени на вспомогательные операции, включающие очистку путей и выдвижение рельсов, кайловку и перекидку определенной части породы с периферии в зону работы ковша (для выработок, ширина которых равна фронту погрузки, tв составляет 1,5 чел∙мин/м3); L — расстояние до пункта обмена вагонеток, м; Vв — вместимость вагонетки, м3; kз — коэффициент заполнения вагонетки, принимаемый равным 0,9; vc — средняя скорость откатки вагонеток или составов с учетом маневров, перецепки и т. д. на участке от погрузочной машины до обменного пункта (по данным практики vс составляет 0,6 м/с); nв — число вагонеток в составе.
Соответственно часовая эксплуатационная производительность (м3/ч) машины непрерывного действия типа ПНБ может быть рассчитана по формуле
Производительность погрузочного оборудования (часть 1)

где kр.п=1,1÷1,3 — коэффициент, учитывающий форму и расположение породы после взрыва; kп.м — коэффициент, учитывающий продолжительность маневра при погрузке и степень соответствия данного типа машины условиям погрузки (kп.м=1,05÷1,1).