Вагонетки и рельсовые пути (часть 1)


Вагонетки. Транспортирование грузов по рельсовым путям осуществляют в вагонетках. В зависимости от назначения они подразделяются на грузовые, пассажирские и специальные — для перевозки оборудования, материалов и т. д. Грузовые вагонетки предназначены для перевозки сыпучих грузов. По конструкции и способу разгрузки грузовые вагонетки делятся на следующие группы:
- с глухим, жестко соединенным с рамой кузовом — типа ВГ; разгрузка производится в устройствах, называемых опрокидывателями;
- с глухим опрокидным кузовом — тип ВО; разгрузка производится путем опрокидывания кузова;
- с кузовом, шарнирно закрепленным на раме, и поднимающимся откидным бортом — тип ВБ; разгрузка производится при наклоне кузова и открывании борта;
- с кузовом, дно которого состоит из нескольких вращающихся секций, — тип ВД; разгрузка осуществляется через дно;
- с кузовом, жестко соединенным с рамой, и донным скребковым конвейером, — тип ВК; разгрузка производится донным конвейером.
В геологоразведочной практике нашли применение только вагонетки первых двух типов.
Основные технические данные некоторых вагонеток, выпускаемых промышленностью, приведены в табл. 16.1.
Вагонетки и рельсовые пути (часть 1)

Рельсовые пути. Основным техническим параметром рельсового пути является ширина рельсовой колеи, под которой понимают расстояние между внутренними гранями головок рельсов. В геологоразведочных горных выработках принята ширина колеи 600 мм. На горных предприятиях, кроме того,
применяют также колею шириной 750 и 900 мм, а на поверхности шахт, как и на железнодорожном транспорте, широкую колею — 1524 мм.
Ширина колесной колеи, или ширина колесной пары, на 10 мм меньше ширины рельсовой колеи, что исключает возможность зажатия реборд колес между рельсами.
Рельсовый путь (рис. 16.1) состоит из нижнего и верхнего строений. В горных выработках нижним строением является почва выработки. К верхнему строению относятся балластный слой, шпалы, рельсы и скрепления.
Вагонетки и рельсовые пути (часть 1)

В плане рельсовый путь представляет собой ряд прямолинейных и криволинейных участков. Для снижения сопротивления движению составов, уменьшения износа рельсов радиусы закруглений берутся по возможности большими с учетом величины жесткой базы подвижного состава и скорости движения. Согласно Правилам безопасности при геологоразведочных работах радиус закругления рельсовых путей должен быть при ручной откатке не менее семикратной величины наибольшей жесткой базы подвижного состава, а при электровозной откатке — не менее десятикратной.