Приоритетное развитие АПК
Данный факт трудно поддается осмыслению, учитывая мировые тенденции создания условий для опережающего развития сельскохозяйственного производства. Все развитые страны Запада субсидируют аграрных товаропроизводителей. В 24 странах мира размеры государственной помощи сельскому хозяйству составляют в среднем 40-50% стоимости товарной аграрной продукции, в Японии и Финляндии -до 70 - 80%. Такая экономическая политика практикуется в контексте создания национальной продовольственной безопасности. Очевидно, подобный подход должен реализоваться и по отношению к агропромышленному комплексу России.
Однако система государственной поддержки АПК должна осуществляться на основе отлаженного экономического механизма в отличие от известных в прошлом вливаний, вызывающих ассоциации с бездонной бочкой.
Государственная финансовая поддержка научного обеспечения АПК, проводящей сети достижений научно-технического прогресса, мелиоративных работ, социальной инфраструктуры и т.п. должна реализовываться через специальные целевые финансовые фонды, обеспечивающие конкретные результаты, используемые только по целевому назначению.
Развитие ценообразования, кредитования, налогообложения и экономических отношений между городом и деревней. В переходный период государственная поддержка всех форм хозяйствования в АПК должна основываться на гарантированных ценах на всю реализуемую сельскохозяйственную продукцию. Уровень цен должен обеспечивать паритетность ценового обмена между сельским хозяйством и отраслями, поставляющими ему средства производства.
Нуждается в перестройке система налогообложения, призванная стимулировать производителя к наращиванию объемов производства, а не тормозить его.
Особую актуальность приобретает формирование системы платного землепользования. На протяжении длительного периода в России рентный фактор игнорировался, так же как и проблема земельной собственности, что привело к бесхозяйственности с печальными экономическими и экологическими последствиями. С 50-х гг. отношение к земельной ренте изменилось, в 70-х гг. был предпринят ряд попыток усовершенствовать систему перераспределения земельной ренты. Изъятие ее в пользу единственного земельного собственника - государства - осуществлялось в основном с помощью механизма дифференциации закупочных цен и разного рода надбавок. К концу 80-х гг. эта система была доведена до абсурда - индивидуальные цены реализации существовали почти у каждого хозяйства. Перегруженные распределительными функциями, они уже не могли выполнять ни одной другой (учетной, стимулирующей). Экономика, в которой распределение господствовало над производством, зашла в тупик.
Теперь при переходе к рыночной экономике роль государства заключается в изъятии доходов рентного характера через земельный налог и арендную плату с учетом объективных условий хозяйствования, так чтобы стимулировать использование достижений научно-технического прогресса и не подорвать нормальное течение воспроизводственного процесса.
При этом товаропроизводителям, работающим в разных природно-экономических условиях, обеспечиваются равные исходные возможности и исключается предоставление предприятиям, работающим в худших условиях, прямых дотаций со стороны государства.
Крайне важно, чтобы средства, изъятые в качестве земельного налога, использовались не на общественные нужды вообще, а на решение проблем мелиорации, оптимизации землепользования, природоохранных задач в АПК, развитие проводящей сети научно-технического прогресса.
Развитие земельной реформы. Основу земельной реформы составляет комплекс мер, призванный реализовать следующие основные цели:
- перейти к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования;
- осуществить коренную децентрализацию управления земельным фондом страны;
- обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель и создание равных условий для всех форм хозяйствования;
- создать экономический механизм регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель;
- остановить процессы деградации земель и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечить их восстановление.
В данной связи в программу земельной реформы входят организационные и экономические меры, в том числе: применение системы компенсационных выплат при изъятии сельскохозяйственных земель для государственных нужд, введение государственного земельного кадастра и мониторинга земель для наблюдения за состоянием угодий, введение экономических санкций за нарушения в сфере землепользования и материального поощрения за повышение плодородия почв, изъятие земель в случае их нерационального использования.
Из сказанного вытекает множественность возможных экономических и хозяйственных форм развития агропромышленного производства. Очевидно, хрестоматийные представления о капитализме и социализме уже не актуальны. Путь России лежит между этими крайностями. Копирование зарубежных моделей для нее неприемлемо. Можно говорить лишь об использовании положительного зарубежного опыта в собственных реформах, учитывающих и национальную специфику, и природную, и историческую.
Дело в том, что самые общие программные положения аграрной реформы, начиная со смены отношений собственности и рынка, смогут реализоваться на местах в тех формах и с той интенсивностью, которые предопределяются социальными факторами, национальными особенностями, историческими и религиозными традициями, уровнем культуры.
Прогнозируя, например, развитие различных форм хозяйствования, особенно индивидуальных, семейных, нельзя не считаться с довольно близкими корнями общинного уклада русского крестьянства до революции с последующей его "коммунизацией" в отличие от "хуторской" психологии на Западе, где сельская община была разрушена сотни лет назад.
По выражению Э.А. Азроянца, реформы в России гибли чаще всего из-за того, что "налетали на громадные айсберги традиций и специфики культуры, и сейчас им мешает монархическая традиция и имперская стратегия, презрение к личности и слабость гражданского общества, отсутствие демократических институтов". Важно, чтобы проблема российской специфики не становилась предметом политической спекуляции, а была поводом для исторического осмысления консервативных традиций с целью преодоления факторов, сдерживающих общественный прогресс. Учитывая трудность прогнозирования соотношения форм хозяйствования, следует ориентироваться на многовариантный подход к разработке методологии экологизации агропромышленного производства применительно к различным укладам хозяйствования. При этом каждый элемент хозяйственной деятельности должен быть оптимизирован по условиям "экологической нагрузки", которую он несет.
- Вопрос о собственности на землю
- Социально-экономические предпосылки экологизации земледелия
- Сущность экологических противоречий в агропромышленном производстве
- Предпосылки экологизации земледелия
- Законы Коммонера
- Законы экологии в земледелии
- Гранитная брусчатка: принципы выбора
- Обивка дверей в Подмосковье и установка панелей МДФ
- Информация необходимая для покупки стального каната
- На «Олконе» устанавливают инновационный дробильный и сортировочный комплекс
- Учалинское предприятие заканчивает программу вентиляции Ново-Учалинского рудника
- Челябинский тракторный завод - краткая история
- На руднике «Таймырский» реконструируют скриповый ствол
- На руднике «Ветренский» в Магаданском регионе построят инновационное хвостохранилище
- «Байкальское горное предприятие» проектирует комплекс «Удокан»
- В титановое месторождение в Тамбовском регионе инвестируют примерно одиннадцать миллиардов рублей
- Томинское горное обогатительное предприятие заложило основание обогатительного комплекса
- Компания «ОРМЕТ» планирует заняться возведением подземного рудника
- В Республике Коми увеличится добыча бокситовой руды
- Гайское горное обогатительное предприятие передало в использование две инновационные флотомашины
- Что даёт сертификат ISO 9001 бизнесу?
- На Колыме увеличилась добыча золота
- В Крыму увеличился объём добычи нефти
- ТЭН для водонагревателя
- «Полиметалл» оценил свои рудные запасы на месторождении в Казахстане
- «Металлоинвест» берёт кредиты чтобы обновить «Уральскую Сталь»
- Кузбасс отгрузил больше, нежели 180 миллионов тонн угля
- «Гайское горное обогатительное предприятие» занялось проходкой новых горизонтов
- Тридцать первого октября планируют запустить Быстринское горное обогатительное предприятие
- Компания «Бурятзолото» вложит около 216 миллионов рублей в модернизацию