Вопрос о собственности на землю


Особую сложность представляет вопрос о собственности на землю.
Мировой опыт свидетельствует о том, что в большинстве развитых стран частная собственность на землю явилась одним из важнейших условий достижения продовольственного благополучия. Очевидно, и в России эта форма наряду с другими получит развитие, но этот процесс должен быть основательно подготовлен во избежание экологической катастрофы, если он пойдет в русле неуправляемой приватизационной стихии. Каждый шаг в этом направлении должен быть смоделирован с точки зрения экономических и экологических последствий. На переходном этапе нужны особенно строгие меры по предотвращению спекуляции землей, которая может находиться только в распоряжении профессиональных аграрных товаропроизводителей.
Учитывая, однако, криминальный характер переходного этапа, ставшее обычным закононепослушание, торопить события в данном направлении было бы чрезвычайно рискованным. Тем более, что новым реформам земельных отношений должна предшествовать разработка методов организации территории, защиты земель от водной и ветровой эрозии, заболачивания, засоления, иссушения, загрязнения и других процессов деградации, т.е. решение задач по рациональному использованию и охране земель при различных формах собственности.
Многоукладности хозяйствования. При создании многоукладной экономики, включающей государственный, коллективный, кооперативный, акционерный, фермерский и мелкотоварный секторы, важно обеспечить равенство всех форм хозяйствования. Лихорадочное стремление ограничить государственный сектор в процессе приватизационной кампании не только не дало ожидавшегося скачка эффективности, но привело к многим негативным последствиям, в частности беспрецедентному обесцениванию национального богатства.
Мировой опыт свидетельствует о том, что сама по себе приватизация в отрыве от других форм и методов стимулирования и регулирования производства вовсе не обязательно приводит к повышению его эффективности. Между тем государственные предприятия могут быть столь же эффективными, как и частные, при высоком уровне конкуренции, которого Россия пока что не достигла.
Становлению многоукладной экономики противопоказана кампанейщина, но в то же время необходимо содействие государства развитию этого процесса, особенно поддержка индивидуальных хозяйств.
Развитие рыночных отношений. Переход от жесткой плановой экономики к рыночной - процесс чрезвычайно сложный и ничего общего не имеющий с рыночной эйфорией реформаторов, предполагавших спонтанное его развитие в результате смены форм собственности. Рынок как сфера товарного обмена не может выдвигать требований по поводу каких-либо определенных форм собственности. Его содержание - в наличии спроса и предложения. Необходимыми условиями функционирования рынка являются создание развитой инфраструктуры, достаточность товарных масс, надежное состояние финансово-кредитной системы, правовой характер отношений поставщиков и потребителей. При этом общество выбирает формы собственности в соответствии с тем, как они способствуют экономически эффективному решению социальных и производственных задач.
Создание рыночных отношений требует усилий государства. Их нужно регулировать так, чтобы способствовать развитию определенных производств с учетом экологических факторов на основе мониторинга рынка, прогноза развития отраслей, различных средств поддержки экономического равновесия.
Государственное регулирование экономики. В мире сложились разные подходы к этой проблеме. В одних странах роль государства в регулировании экономики невелика, например в США или Великобритании, где абсолютизирована частная собственность. В Швеции, Финляндии, Израиле, Турции и других странах с многоукладной экономикой регулирующая функция государства, включая индикативное планирование, исключительно велика.
В странах ЕС давно отказались от идеи саморегулирования сельскохозяйственного производства в условиях свободного рынка. Под контролем правительства находится и производство, и ценовая, и финансовая политика.
Что касается России и других стран бывшего СССР, то в переходный период от плановой экономики к рыночной организующая деятельность государства по формированию новых производственных отношений просто необходима. Длительность этого периода многими оценивается в 15-20 лет.
За это время нужно разработать специальные приемы регулирования производства, значительно более активные, чем в странах со зрелой рыночной экономикой. Копирование западного опыта бесперспективно. Не лишне иметь в виду, что благополучие развитых стран Запада формировалось и продолжает формироваться не только благодаря отлаженным экономическим механизмам, но и за счет неэквивалентного обмена развитых и развивающихся стран мира. Это обстоятельство в числе других мобилизует на поиск новых экономических моделей развития цивилизации.