Бетон и железобетон. Металл (часть 2)
Торкретбетон — бетон, состоящий из цемента и песка, затворенных водой (цементно-песчаный раствор). Крупность песка в торкретбетоне до 8 мм. При включении крупных фракций песка или щебня (до 25 мм) бетон называют набрызгбетоном. Водоцементное отношение в таких бетонах находится в пределах 0,3—0,4. Отличительными особенностями торкретбетона и набрызгбетона являются способы приготовления бетонной смеси и ее укладки. Предварительно заготовленную сухую смесь цемента и заполнителей загружают в специальную пневматическую бетономешалку, из которой под действием сжатого воздуха под давлением 0,2—0,3 МПа смесь подают по шлангу, оборудованному на конце соплом. Затворение смеси водой происходит в сопле и она сразу же наносится на поверхность выработки. Набрызгбетон получил широкое распространение в различных видах строительства, а в подземных условиях становится одним из основных материалов для крепления выработок. Торкретбетон применяют для нанесения покрытий, предохраняющих породу от выветривания и отслаивания, создания гидроизоляционных покрытий, усиления и ремонта бетонных крепей. Для ускорения твердения в бетон добавляют фтористый натрий в количестве 2—5% от массы цемента.
Для получения необходимой марки бетона состав набрызгбетона получают по расходу цемента (табл. 18.2).
Железобетон — бетон, армированный металлом. Для крепления геологоразведочных выработок он имеет ограниченное применение в связи с большой трудоемкостью изготовления и высокой стоимостью. В последнее время из железобетона изготовляют элементы рамной или сплошной крепи (стойки, верхняки, затяжку, плиты и др.).
В угольных шахтах применяют смешанные рамные крепи, состоящие из железобетонных трубчатых стоек и металлических: верхняков, но объем такого вида крепи мал. В особо тяжелых горно-геологических условиях применяют сборные сплошные железобетонные крепи, элементы которых состоят из криволинейных блоков, позволяющих крепить выработки круглого и подковообразного сечения.
Металл. Благодаря высокой прочности и возможности многократного использования, металл является одним из наиболее совершенных крепежных материалов. Стальной прокат обладает значительной деформируемостью без потери несущей способности и высоким коэффициентом конструктивного качества, поэтому пригоден для изготовления всех элементов рудничной крепи. Элементы крепи после деформирования могут быть выправлены и использованы вновь. Недостатком металлических крепей является подверженность коррозии в подземных условиях. Для изготовления элементов крепи используют специальный (шахтный) желобчатый профиль СВП.
Технические данные по этим профилям приведены в табл. 18.3.
Из профиля СВП изготовляют элементы арочной металлической податливой крепи.
Для некоторых элементов шахтной крепи находят применение старые рудничные рельсы, двутавровый или швеллерный стальной прокат, а также стальной пруток — арматурная горячекатаная сталь классов А-I, А-II, А-III и др. Стержни арматурной стали класса А-I — круглые, гладкие, а стержни классов А-II и А-III и А-IV — периодического профиля. Такие стержни применяют для изготовления анкерных крепей и используют при возведении железобетона. В тяжелых горно-геологических условиях для изготовления металлических рамных крепей рекомендуется применять прокатную сталь с пределом прочности 850 МПа и пределом текучести 600 МПа.
- Бетон и железобетон. Металл (часть 1)
- Вяжущие вещества и растворы
- Лесоматериалы. Сорта крепежного дерева
- Материалы горной крепи. Лесоматериалы
- Расчет горного давления в наклонных выработках
- Расчет горного давления в вертикальных выработках
- Расчет горного давления в горизонтальных выработках (часть 2)
- Расчет горного давления в горизонтальных выработках (часть 1)
- Оценка и расчет устойчивости горизонтальных выработок (часть 2)
- Оценка и расчет устойчивости горизонтальных выработок (часть 1)
- Понятие о горном давлении
- Транспортирование породы на поверхности
- Основные направления научно-технического прогресса
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 5)
- Основные требования Правил безопасности к канатам и машинам
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 4)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 3)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 2)
- Методы эксплуатации подземных резервуаров (часть 1)
- Технология эксплуатации подземных резервуаров (часть 2)
- Подъем при проходке стволов шахт (часть 2)
- Технология эксплуатации подземных резервуаров (часть 1)
- Подъем при проходке стволов шахт (часть 1)
- Подъем при проходке шурфов
- Параметры электровозной откатки (часть 2)
- Параметры электровозной откатки (часть 1)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 3)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 2)
- Вагонетки и рельсовые пути (часть 1)
- Оборудование электровозной откатки. Электровозы (часть 2)