Варианты подэтажного обрушения (часть 5)


В вариантах системы с торцовым выпуском руды потери и разубоживание зависят от глубины захвата а руды погрузочной машиной. Чем глубже внедряются захватывающие элементы машины в руду, тем равномернее оседает обрушенная руда и тем большие размеры имеет обрушенный слой. Поэтому перспективным при этих системах является выпуск с применением вибропитателей, конвейеров, имеющих возможность работать «под завалом», а также специальных щитов, на которые обрушают руду и под защитой которых ведут выпуск. Конструкции таких щитов находятся в стадии промышленного эксперимента.
На рис. 116, г показана схема проветривания забоев при рассмотренном варианте. Свежая струя из доставочного штрека 1 через подэтажный орт 2 и вентиляционную сбойку 3 поступает в буровой орт 4, а из него в вентиляционный штрек 5 и вентиляционный восстающий 6.
На Шерегешском железном руднике впервые в практике горных работ был применен вариант с фронтально-торцовым выпуском руды (рис. 117, 6). Торец подэтажно-доставочной выработки расширяется на ширину панели (12-15 м), образуя горизонтальную воронку 1, широкой стороной примыкающую к обрушению.
Варианты подэтажного обрушения (часть 5)

Отбойку, подэтажа осуществляли спаренными восходящими веерами глубоких скважин 2 с расстоянием между ними 600 мм (рис. 117, а). Толщина отбиваемого слоя 2,5 м. Скважины бурили станками НКР-100М. Одновременно с отбойкой каждого слоя взрывали горизонтальные скважины 3 для образования фронтального забоя.
Погрузку руды осуществляли машинами ПНБ-3К в самоходные вагоны 4ВС. Расстояние доставки от 15 до 70 м.
Проветривание производили с помощью вентилятора 4 (см. рис. 117, б); фронтальный забой омывался струей воздуха, проходящей через окно 5 между обрушенной рудой и кровлей обуренного массива.
При выходе негабарита (>600 мм), равном 10 %, эксплуатационная производительность комплекса — погрузочной машины с одним самоходным вагоном — составила 253 т/смену, а одного рабочего на выпуске 126,5 т. Применение отбойки скважинами небольшого диаметра (70-80 мм) позволяет снизить выход негабарита до 2 % и довести производительность труда рабочего на погрузке и доставке до 300 т/смену.
Фронтальная погрузка по сравнению с обычным торцовым выпуском позволила снизить потери руды с 13 до 3 %, а разубоживание — с 21 до 15 %. Лучшие показатели достигаются при толщине отбиваемого слоя 2-3 м, высоте подэтажа 20-30 м и угле наклона скважин 80°.
Значительная площадь обнажения кровли на участке погрузки не позволяет применять этот вариант при недостаточно устойчивой руде.