Одним из наиболее часто встречающихся элементов в подвижных узлах является подшипник – механическое устройство для поддержания скольжения или вращения, уменьшающее трение между соприкасающимися друг с другом движущимися деталями. Металлические подшипники находят применение в машиностроении, автомобилестроении, станкостроении и других важных отраслях. Они встречаются повсеместно – в двигателях транспорта, бытовой техники, электрического инструмента, в петлях массивных железных дверей.
Виды подшипниковВ продаже представлен широкий ассортимент подшипников самых разных типов, классифицирующихся по множеству параметров, включая вид движения, направление нагрузки, материал изготовления, размеры, особенности конструкции, можно воспользоваться справочником подшипников
https://podshypnik.info/. Одним из важных критериев классификации подшипников является способ, с помощью которого соприкасающиеся элементы их конструкции контактируют между собой. Согласно этому признаку выделяют 2 их вида:
• Подшипники скольжения. Не имеют шариков или других вращающихся элементов. Яркий пример – широко известный втулочный подшипник с цилиндрической втулкой из бронзы или твердого пластика, внутрь которой вставлен вал. Такие решения ценятся за свою простоту, низкую цену, хорошую устойчивость к износу, но требуют регулярной смазки для уменьшения трения.
• Подшипники качения. Имеют вращающиеся элементы в виде роликов или шариков. Яркий пример – самый известный шарикоподшипник с классической схемой из внутреннего и наружного металлических колец, между которыми размещаются помещенные в обойму вращающиеся шарики. Такое решение стоит дороже и создает больше шума во время работы, но при этом характеризуется уменьшенным коэффициентом трения, увеличенной скоростью и точностью вращения, а также более существенной несущей способностью.
В зависимости от формы вращающихся элементов подшипники качения бывают двух видов – шариковые и роликовые. Шарикоподшипники могут быть двух типов – радиальными или угловыми. Радиальные устанавливаются вдоль оси вала, а угловые переносят создаваемую нагрузку под углом. Роликовые подшипники бывают пяти типов – конические, цилиндрические и игольчатые, радиальные, упорные. Особенный интерес представляет последний тип – он осуществляет перенос нагрузки параллельно рабочей оси вала.
Применение подшипниковВ современных реалиях подшипники разных форм, размеров и типов конструкции являются часто встречающимся элементом в подвижных и вращающихся узлах различной техники, начиная такими простейшими устройствами, как бытовые вентиляторы, и заканчивая сложнейшими механизмами, такими как турбины самолетов или генераторы электростанций. Вот лишь несколько наиболее распространенных сфер применения подшипниковой продукции:
• Станкостроение. Износостойкие подшипники устанавливаются внутрь вращающихся шпинделей токарного, сверлильного, фрезеровочного и другого производственного оборудования, позволяя обеспечить высокую точность и большую скорость механической обработки деталей.
• Автомобилестроение. Качественные подшипники являются неотъемлемыми элементами рулевых устройств, колесных подвесок, двигателей внутреннего сгорания, коробок переключения передач, обеспечивая надежность передвижения и плавность езды самых разных типов машин.
• Электротехника. Вращающиеся подшипники скольжения и качения устанавливаются внутрь генераторов, насосного оборудования, электрических моторов, обеспечивая долговечность и высокую эффективность работы различных типов электрических устройств.
Подшипник – важнейший элемент современной техники, имеющей в своем составе подвижные узлы, задачей которого является снижение трения, возникающего в процессе эксплуатации изделий. Правильный выбор подшипника зависит от требований, особенностей конструкции механизма, условий эксплуатации и должен осуществляться специалистом.