Проходка восстающих обычным способом (часть 1)


При обычном способе проходки перед началом проведения восстающего сооружают камеру в боку или кровле горизонтальной выработки. Если камеру делают в кровле выработки, то улучшаются условия выпуска породы из грузового отделения в связи с увеличением проходного сечения восстающего после навески люка и затвора.
В камере после выемки породы устанавливают камерную раму, которая служит основанием для венцовой крепи и устройства люка. В неустойчивых породах бока камеры затягивают распилом или досками. После сооружения камеры начинают работы по проходке восстающего. Первые 5—7 м выработки проходят с временных полков без разделения восстающего на отделения. В дальнейшем, независимо от назначения выработки, восстающий делят на отделения. При устойчивых породах пробивают распорки и отшивают друг от друга отделения досками толщиной 40 мм, а при неустойчивых породах применяют сплошную венцовую крепь. Если проходка восстающего предусмотрена с передовой скважиной, то ее бурят заранее.
На рис. 21.5 показано оборудование восстающего, проходимого в устойчивых или мерзлых породах с применением распорной крепи.
Проходка восстающих обычным способом (часть 1)

После взрывных работ и проветривания забоя породу из грузового отделения восстающего выгружают в вагонетки, оставляя подушку из породы высотой не менее 1 м, чтобы при последующем взрывании не разбить люк. Проходчики поднимаются в забой по ходовому отделению до отбойного полка и через боковую откидную ляду выходят в призабойную зону, осматривают и обирают забой от отслоившихся кусков породы, сбрасывают оставшуюся породу с распорок и отбойного полка. Затем приступают к подъему лесоматериалов для распорной крепи и досок для отшивки ходового отделения от грузового. В забое сооружают два полка: рабочий (на расстоянии 1,8—2 м от забоя) и предохранительный (на 1 м ниже рабочего). После сооружения полков в забой поднимают телескопные перфораторы, хранящиеся обычно ниже отбойного полка в ходовом отделении. Бурят двумя перфораторами, применяя клиновой или прямой вруб. Врубы располагают над грузовым отделением во избежание повреждения ходового отделения в период взрыва и разрушения отбойного полка. Остальные заряды в шпурах взрывают порядно с замедлением в направлении ходового отделения. Глубину шпуров выбирают в зависимости от крепости пород, их трещиноватости и устойчивости в пределах от 1,5 до 2,5 м. С повышением глубины шпуров повышается производительность проходчиков.