Методика управления трассой скважины


Существующие методики расчета комбинированных профилей и определения угла установки отклонителей при управлении трассой скважины исходят из предпосылки, что ось прямолинейного интервала ствола является касательной к оси предыдущего криволинейного интервала в точке их сопряжения. В действительности при забуривании прямолинейного интервала ствола компоновка низа бурильной колонны составляет с нормалью к плоскости забоя криволинейного интервала угол
γ, в результате чего происходит спрямление некоторого участка криволинейного интервала (рис. 8.12). Для скважин небольшого диаметра в плотных устойчивых породах величина этого угла невелика, и ее можно не принимать во внимание. При бурении в мягких слабосвязанных породах осадочного комплекса за счет разрушения стенок боковой поверхностью долота и размыва их потоком промывочной жидкости диаметр скважины существенно отличается от диаметра бурильных труб. Величина угла γ может достигать значительной величины (до 2°), и не учитывать этот угол при управлении трассой скважины нельзя.
Методика управления трассой скважины

Величина угла у может быть вычислена по формуле:
Методика управления трассой скважины

где I - интенсивность искривления криволинейного участка, D - диаметр долота, Kd - коэффициент увеличения диаметра скважины; d - диаметр бурильных труб.
Расчетный зенитный угол θ, который должен быть достигнут в процессе искусственного искривления скважины, с учетом снижения его величины при забуривании прямолинейного участка, определяется по формуле:
Методика управления трассой скважины