Вагонетки и рельсовые пути (часть 3)


В горноразведочных выработках применяют деревянные, а иногда металлические шпалы. Деревянные шпалы, обычно сосновые, обладают достаточной механической прочностью, эластичностью, хорошим сцеплением с балластом. Но их недостатком является небольшой (до 3 лет) срок службы в подземных условиях. Пропитка шпал антисептиками (фтористым натрием, хлористым цинком, креозотовым маслом) увеличивает срок их службы до 10 лет и повышает прочность.
Расстояние между осями шпал должно быть не более 1 м при ручной откатке и не более 0,7 м — при электровозной и канатной.
Для укладки стрелочных переводов применяют не шпалы, а брусья, имеющие различную длину. Для рельсовой колеи 600 мм длина шпал равна 1200 мм, а длина брусьев — от 1300 до 3000 мм.
Крепление рельсов к шпалам и брусьям производят костылями.
Накладки, болты, подкладки и костыли должны соответствовать типу применяемых рельсов.
Балластный слой обеспечивает равномерную передачу давления на нижнее основание, сглаживает неровности почвы, выработки, динамические нагрузки на колеса и рельсы. Балласт должен быть прочным, упругим, невлагоемким, неслеживающимся, хорошо дренировать воду и обеспечивать пропуск ее в водоотводную канавку.
Материалом для балласта может служить щебень крепких и средней крепости пород с крупностью кусков 20—70 мм или галька крупностью 20—40 мм. Толщина балластного слоя под шпалой — не менее 100 мм. Пространство между шпалами засыпают балластом на 2/3 толщины шпалы.
Рельсовые пути соединяют между собой стрелочными переводами и съездами. Переводы делятся на односторонние (правые и левые) и симметричные, а съезды — на односторонние (правые и левые) и перекрестные.
Основным параметром стрелочного перевода является угол пересечения осей соединяемых путей. Угол перевода а определяет марку крестовины стрелочного перевода
Вагонетки и рельсовые пути (часть 3)

В шахтных условиях применяют стрелочные переводы и съезды с маркой крестовины 1/2, 1/3, 1/4, 1/5. Чем больше марка крестовины, тем меньше длина стрелочного перевода и тем труднее вписывание подвижного состава.
Каждый тип стрелочного перевода или съезда имеет условное обозначение. Например, односторонний перевод для рельсовой колеи 600 мм и рельсов Р24 с крестовиной марки 1/2 и радиусом переводной кривой 4 м имеет обозначение ПО624-1/2-4.
При движении составов или отдельных вагонеток по криволинейным участкам возникает центробежная сила, которая прижимает реборды колес к наружному рельсу. Это способствует повышенному износу рельсов и колесных реборд, а также уменьшает устойчивость подвижного состава. Для исключения вредного влияния центробежной силы при настилке рельсового пути наружный рельс укладывается с превышением над внутренним путем увеличения толщины балластного слоя со стороны наружного рельса. Величина превышения устанавливается расчетом, а его минимальное значение для колеи 600 мм составляет 10 мм.
Во избежание зажатия реборд между головками рельсов и значительного увеличения сопротивления движению, а также износа рельсовая колея уширяется в зависимости от величины жесткой базы подвижного состава на 5—20 мм. Уширение достигается передвижкой внутреннего рельса к центру кривой.