Организация работ. Горизонтальные выработки (часть 1)


Горизонтальные выработки. В процессе погрузки породы кромка развала постепенно перемещается к забою. Поэтому при использовании погрузочных машин на колесно-рельсовом ходу для передвижения машины вслед за перемещающимся развалом возникает необходимость в наращивании рельсовых путей. Поскольку нормальная длина рельсов составляет 8 м, то непосредственно у забоя применяют выдвижные рельсы длиной 4 или 8 м. Их укладывают повернутыми на 90° внутри ранее уложенного звена основного пути. Во время работы машины реборды ее колес перемещаются по шейкам выдвижных рельсов. Выдвигание рельсов производят ковшом погрузочной машины. Для лучшего внедрения в развал породы концы рельсов выдвижного звена заостряют.
При выдвигании звена на величину, равную нормальной длине рельсов, вместо выдвижного укладывают постоянное звено пути.
Для машин с колесно-рельсовой ходовой частью важным параметром является фронт погрузки. Если ширина выработки превосходит фронт погрузки, то часть породы может быть погружена только после предварительной перекидки ее вручную в зону действия ковша. Однако при проведении разведочных выработок такие условия встречаются сравнительно редко, поскольку эти выработки имеют преимущественно небольшое поперечное сечение, а фронт погрузки у машины ППН-1С, в основном применяемой в условиях геологоразведочных работ, составляет 2,2 м. Объемы породы, убираемой с применением ручного труда, возрастают при проходке различного назначения уширений, камер и т. д.
На геологоразведочных работах наиболее широко распространена технологическая схема погрузки в одиночные вагонетки. Обязательной операцией процесса является в этом случае обмен груженых вагонеток на порожние.
В однопутных выработках обмен груженых вагонеток на порожние производится с использованием тупиковых и замкнутых разминовок, накладной разминовки, вертикальных и горизонтальных вагоноперестановщиков и роликовых платформ.
Тупиковые и замкнутые разминовки (рис. 15.6, а и б) представляют собой ответвление от основного рельсового пути на одну вагонетку или на их состав. При недостаточной ширине выработки в месте разминовки производят ее расширение до необходимых размеров. Маневровые операции выполняют с помощью электровоза или вручную. Расстояние между разминовками составляет 40—60, реже до 100 м.
Организация работ. Горизонтальные выработки (часть 1)