Конический роликовый подшипник представляет собой изделие, в котором в качестве тела качения используются ролики. Поверхности этого компонента и обоймы должны контактировать по линии при условии, что деталь абсолютно твёрдая. Роликовые устройства, по сравнению с традиционными шарикоподшипниками, обладают более высокой грузоподъёмностью.
Особенности конструкции
Основные элементы устройства:
• наружное кольцо;
• внутреннее кольцо;
• ролики конического типа.
Особенности геометрии конструкции позволяют роликоподшипникам работать в условиях комбинированных нагрузок, как осевых, так и радиальных. Также такое устройство даёт возможность выполнять вращательные движения без проскальзывания элементов качения по дорожкам наружного и внутреннего колец.
Контактный угол переменчив. Результат: соотношение осевых и радиальных нагрузок компенсируется. Чем больше угол, тем у изделия будет более высокой способность выдерживать усилия.
Особенности применения, преимущества и недостатки
В деталях конического типа осевое усилие образует высокую нагрузку на тело качения. Угол конуса внешней дорожки может составить до 30 градусов. Данный тип изделий характеризуется ограниченной частотой вращения. В результате этого роликоподшипники требуют точности монтажа, которой можно добиться с помощью прокладок и регулировочных шайб. При увеличении угла конуса внешней дорожки возможное осевое усилие может тоже возрасти.
Роликовые конические подшипники повсеместно используются в таких агрегатах:
• автомобильные коробки передач, дифференциалы;
• шпиндели станков;
• редукторные устройства;
• колесные втулки в транспортных средствах и т. д.
Благодаря применению такого вида изделий можно добиться максимальной площади контакта тел качения и поверхности колец. Это преимущество обеспечивает увеличение грузоподъёмности и параметр радиальной жёсткости. В основном для этого применяются сепараторные конструкции, выполненные из латуни или стали. Некоторые производителя продолжают использовать полиамидовые детали.
Основным недостатком такого типа элементов являются ограничения, связанные со скоростью вращения валов. В результате этого применение подобного вида узлов рекомендуется в тихоходных механизмах. Серьёзный минус состоит и в том, что роликоподшипники не могут использоваться в агрегатах с осевыми нагрузками. Если при монтаже будут допущены ошибки, вал перекосит во время эксплуатации, то ресурс службы деталей значительно снизится, в результате чего потребуется замена. Этот недостаток можно компенсировать, используя подшипники в сферических системах. Форма таких деталей даёт возможность нивелировать перекосы, причём изделия будут выдерживать и радиальные усилия.
Выбор смазки
Для увеличения срока службы потребуется регулярная смазка элементов конструкции. Благодаря этому снижается уровень трения, а само средство эффективно защищает составляющие части от воздействия ржавчины и коррозии. Применение смазки позволит увеличить теплоотвод и минимизировать шум, появляющийся при работе. Кроме того, равномерно распределится нагрузка.
В качестве смазочного материала можно использовать минеральные масла или специальные средства. При выборе надо руководствоваться следующими критериями:
• размер устройства, которое подлежит обработке;
• скорость вращения валов в агрегате;
• среда использования агрегата.
Перед покупкой нужно учитывать такой нюанс: чем выше будет скорость вращения роликоподшипника, тем меньше параметр вязкости должен быть у смазочного вещества.