Челябинский тракторный завод - краткая история


Свою историю Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) начинает с 1 июня 1933 года. Выбор именно этого города для строительства был неслучаен. 30-е годы прошлого века в истории нашей страны характеризуются как время стремительного индустриального развития. В планах было строительство нескольких крупных тракторных заводов по стране, один из которых должен располагаться на Урале.

В Челябинске на тот момент проживало чуть более 60 тысяч человек, но среди них была высокая концентрация квалифицированных рабочих кадров. Кроме того, Челябинск располагался на Транссибирской железной магистрали, это позволяло значительно снизить расходы по доставке готовой продукции на восток страны.

Для разработки генерального плана привлекались не только советские, но и американские специалисты. Изначально планировалось создание двадцати цехов, однако после тщательного изучения всех самых современных достижений и мирового опыта, было решено оставить всего три крупных цеха: кузнечный, литейный и механический. При необходимости можно было в кратчайшие сроки изменить объекты производства. Благодаря такому решению в годы ВОВ на заводе выпускали танки.

Большая стройка под угрозой срыва

10 августа 1930 года были заложены первые цеха, все это происходило в обстановке особой торжественности. Однако спустя какое-то время появились первые трудности. В первую очередь это отсутствие жилья для строителей, необходимой техники, достаточного количества строительных материалов. Более того, над строительством работали всего 60% людей от изначально намеченного плана. Спустя всего полгода после начала строительства, сократилось финансирование. Рабочие не получали вовремя оплату за свою работу, все это привело к сильной текучке кадров. За год 80% рабочих уехали из Челябинска, стройка, которая считалась одной из крупнейших в стране, оказалась под угрозой срыва.

Ситуация изменилась в 1931 году, по указу Сталина весь административно-технический персонал завода должен был донести до строителей, что ни в коем случае нельзя допускать угрозы срыва стройки мирового масштаба. Темпы работ были значительно ускорены.

Необходимое оборудование для работы завода поставлялось из Америки, Англии, Франции и Германии, всего было задействовано более 300 иностранных фирм. Отечественные предприятия также не оставались в стороне, для ЧТЗ механизмы и станки изготавливали более 120 российских заводов.

Было поле - стал город

За невероятно короткие сроки место, где было организовано строительство, было не узнать. Если в 1930 году там было просто поле и непролазная грязь, то уже в 1933 появился растущий город с огромными цехами и большими кирпичными домами. Дороги заасфальтировали, построили многочисленные магазины, учебный комбинат, клуб, кинотеатр.

Завод развивался стремительными темпами, за 7 лет производства было выпущено более 100 тысяч гусеничных тракторов. Во время ВОВ завод был перепрофилирован в выпуск танков и другой крупной военной техники. Сюда перенесли Ленинградский моторный завод, количество цехов увеличилось до 17. Примечательно, что в основном здесь работали женщины и дети, т.к. мужчины воевали. После войны завод был награжден многочисленными наградами.

После войны здесь снова начали строить трактора, в 1984 году состоялся юбилей – выпуск миллионного трактора. А в 1988 году бульдозер Т-800 был признан самым большим и высокопроизводительным в мире, за что заслуженно попал в книгу рекордов Гиннеса.

Наши дни

90-е годы в России - это непростые времена, они коснулись и работы завода. В это время он даже пережил полное банкротство, но затем и был реорганизован. Сейчас он продолжает успешно производить колесную и гусеничную технику, погрузчики, мини-тракторы и другую технику. Можно смело сказать, что история этого завода с момента его основания - это и история нескольких поколений людей.