Околоствольные дворы (часть 2)


За основное направление откаточных выработок околоствольного двора принимают ветвь клетевого ствола, которая совпадает с направлением оси клетей, а ветвь скипового ствола и обгонные выработки располагаются преимущественно параллельно клетевой ветви.
Основные отличительные признаки околоствольных дворов: расположение клетевой ветви по отношению к магистральной выработке (параллельные, перпендикулярные, диагональные); число направлений подхода грузов; характер движения вагонеток.
Различают околоствольные дворы круговые (вагонетки входят и выходят из пределов околоствольного двора одной и той же лобовой стенкой), челноковые (вагонетки входят одной лобовой стенкой, выходят другой).
В челноковых околоствольных дворах уголь может транспортироваться не только в вагонетках, но и конвейерами и непосредственно поступать в бункер скипового подъема.
Породу, материалы и другие грузы перевозят в вагонетках или монорельсовым транспортом.
Наибольшее распространение получили круговые околоствольные дворы с перпендикулярным или параллельным расположением транспортных выработок по отношению к главному магистральному штреку или квершлагу (рис. 4.2).
Околоствольные дворы (часть 2)

Околоствольные дворы с круговым движением вагонеток могут быть с двусторонним (см. рис. 4.1) или односторонним поступлением составов. В последнем случае околоствольный двор, в котором грузовая ветвь главного ствола является продолжением квершлага, называется петлевым.
Выбор типа околоствольного двора определяется рядом факторов, в том числе: углом падения пластов, их числом и расстоянием между ними, способом вскрытия шахтного поля, а также устойчивостью горных пород, в которых предполагается сооружать околоствольный двор. Кроме того, учитывается экономичность привязки того или иного типа околоствольного двора к конкретной схеме вскрытия. Минимальный его объем достигается в том случае, когда клетевая ветвь является одновременно частью магистральной выработки.