Погрузка горной породы (часть 2)


На производительность погрузочной машины оказывают влияние ширина выработки, качество буровзрывных работ, схемы и средства обмена вагонеток и расстояние от забоя, организация работ и др.
Одной из причин, препятствующих сокращению времени погрузки горной массы при проведении выработок, является отсутствие совершенных средств обмена вагонеток или безобменных средств откатки породы на современном этапе уровня механизации горно-разведочных работ. Время обмена вагонеток занимает 40—70% времени уборки горной массы при проведении горно-разведочных выработок. В настоящее время обмен вагонеток производится в основном с помощью разминовок.
Классификация схем обмена вагонеток в однопутных выработках показана на рис. 113.
Погрузка горной породы (часть 2)

Обмен вагонеток с помощью тупиковых разминовок может быть организован по следующим вариантам.
Порожний состав подается электровозом в забой выработки, и загружается первая вагонетка. Затем груженая вагонетка загоняется в тупик, отцепляется и затормаживается. Порожние вагонетки снова подаются в забой, где производится загрузка следующей вагонетки, и так до полной загрузки состава (рис. 114, а).
Погрузка горной породы (часть 2)

Работы по обмену вагонеток производят обычно два-три проходчика.
По другому варианту порожние вагонетки подаются электровозом в тупик. От состава отцепляется первая к электровозу вагонетка и подается в забой для загрузки. После загрузки она откатывается за разминовку и с разминовки вручную к ней подается порожняя вагонетка. Затем обе вагонетки проталкиваются в забой для загрузки, и так до полной загрузки состава (рис. 114, б). По такой схеме бригада К. Е. Шефера в период работы в Карамкенской геолого-разведочной экспедиции при расстоянии от забоя до разминовки 15—30 м сократила время обмена до 30—60 с.
Тупиковая разминовка может устраиваться на одну вагонетку. Здесь в процессе подачи состава в забой на разминовку ставится порожняя или груженая вагонетка — в зависимости от принятой схемы обмена (рис. 114, в).
Тупиковые разминовки могут устраиваться в выработках, пройденных под углом к основной (рис. 114, г). Если разминовка устраивается в проводимой выработке, то она расширяется до площади сечения 7,5—10 м2 в местах устройства разминовок.
Замкнутые разминовки так же, как и тупиковые, устанавливают обычно через 40—75 м (иногда через 100 м). По длине разминовки бывают на одну или несколько вагонеток в зависимости от способа откачки (ручная или электровозная).
При применении разминовки на одну вагонетку (рис. 114, д) маневры осуществляются с помощью электровоза. Порожние вагонетки с электровозом, находящимся в хвосте состава, подают к погрузочной машине. После загрузки первой вагонетки электровоз проезжает по одной из секций разминовки и оставляет вагонетку на ней. По другой секции электровоз проталкивает к машине состав из порожних вагонеток. После загрузки второй вагонетки электровоз выталкивает ранее оставленную груженую вагонетку на основной путь, а вторую груженую вагонетку оставляет на разминовке, а порожние вагонетки подает к машине и т. д.